Последние новости

Добавлено 03/05/2018
otkrytyj-oblastnoj-turnir-201828 апреля 2018 года в Детско-юношеской спортивной школе №7 по адресу проспект Авиаторов, 56 ПРОШЁЛ   ОТКРЫТЫЙ БЛАСТНОЙ ТУРНИР ПО САМБО СРЕДИ ЮНОШЕЙ...
Добавлено 27/02/2018
mini-futbol-3Хорошая традиция появилась в Новоильинском районе - отмечать календарные праздники по- спортивному. 24 февраля 2018 года в зале МБОУ ДО"ДЮСШ №7"...
Добавлено 27/02/2018
volejbol-2Хорошая традиция появилась в Новоильинском районе - отмечать календарные праздники по- спортивному. 25 февраля 2018 года в зале МБОУ ДО"ДЮСШ №7"...
Добавлено 05/02/2018
dzyudo-2В городе Кемерово  03.01.2018 года прошло Первенство Кемеровской области по дзюдо среди юношей 2004-2005 года рождения. ПОЗДРАВЛЯЕМ...
Добавлено 05/02/2018
rossiya-v-mojom-serdtse3 февраля 2018 года педагоги и обучающиеся спортивной школа приняли участие всероссийский акции "Россия в моём...

Методическое обеспечение образовательного процесса


      Методика

тестирования и оценки показателей развития физических качеств и двигательных способностей.

 

Оценка уровня развития физических качеств и двигательных способностей проводится по результатам тестирования на основе комплекса разнообразных упражнений. Стандартная программа тестирования по всем видам спорта включает:

 

  1. Бег 30 м со старта.
  2. Непрерывный бег в течение 5 мин.
  3. Челночный бег 3х10м.
  4. 10-секундный бег на месте с максимальной частотой движений.
  5. Прыжок в длину с места.
  6. Прыжок вверх с места.
  7. Прыжки с «прибавками».
  8. Подтягивание из виса на руках.
  9. Бросок набивного мяча.

10.Выкрут с палкой.

11.Наклон вперёд.

 

  1. Организация и проведение тестирования.

 

При проведении тестирования следует обратить особое внимание на соблюдение требований инструкции и создания единых условий для выполнения упражнений для всех учащихся детской спортивной школы /или интерната/. Тестирования проводят в соответствии с внутренним календарём соревнований ДЮСШ, СДЮШОР или ОШИСП в установленные сроки /сентябрь, май ежегодно/. Результаты тестирования заносят в индивидуальную карту спортсмена, которая хранится в учебной части школы. При переходе спортсмена в другую спортивную школу она служит основанием для его включения в списки тренировочных групп и дальнейшей спортивной тренировки.

Ниже дана краткая инструкция по проведению тестирования юных спортсменов по указанной программе.

 

1. Бег 30 м с высокого старта, с. Проводится на дорожке стадиона или легко атлетического манежа в спортивной обуви без шипов. Количество стартующих в забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. После 10-15 минутной разминки даётся старт.

2.непрерывный бег 5 мин, м. условия проведения те же. Учитывают расстояние, которое преодолевает спортсмен  в течение бега за 5 минут.

3. Челночный бег 3х10 м, с. Тест проводят в спортивном зале на ровной дорожке длиной не менее 12-13 м. Отмеряют 10-метровый участок, начало и конец которого отмечают линией (стартовая и финишная черта). За каждой чертой – два полукруга радиусом 50 см с центром на черте. На дальний полукруг за финишной линией кладут деревянный кубик (5 см3). Спортсмен становится за ближней чертой на линии и по команде «марш» начинает бег в строну финишной черты; обегает полукруг, берёт кубик и возвращается к линии старта. Затем кладёт кубик (бросать не разрешается) в полукруг на стартовой линии и снова бежит к дальней – финишной черте, пробегая её. Учитывают время выполнения задания от команды «марш» и до пересечения линии финиша.

4.Бег на месте в максимальном темпе; учитывают количество беговых шагов в течение 10 секунд. Тестирование проводят в помещении с использованием простейшего приспособления: между двумя стойками на расстоянии 1 м натягивают эластичный бинт на высоте колена спортсмена, согнутого под прямым углом ноги. По команде «марш» спортсмен начинает с максимальной частотой движений быстрый бег на месте, каждый раз касаясь бедром ноги натянутой резины. Подсчёт шагов ведётся по касанию правым бедром резины (и умножается на 2).

5. Прыжок в длину с места, см. выполняют толчком двух ног от линии и края доски на покрытие, исключающее жёсткое приземление. Измерение дальности прыжка осуществляется стальной рулеткой.

6. Прыжок вверх, см. выполняется толчком двух ног с взмахом рук от поверхности пола. Измерение высоты прыжка проводят рулеткой или сантиметровой лентой по методике Абалакова.

7. Прыжки с «прибавками», количество минимальных прибавлений в прыжках в длину с места. Процедура тестирования следующая: по максимальному результату прыжка в длину с места определяют границы, в пределах которых спортсмену предстоит производить «прибавки». На расстоянии ¼ величины максимального результата спортсмена отмечают мелом (или другим ориентиром, не мешающим выполнению упражнения) первую границу. Линию второй границы отмечают на расстоянии ¾ максимального результата. В диапазоне отмеченных границ, каждый раз от линии старта, спортсмен совершает прыжки, последовательно увеличивая их дальность. Подсчёт прибавки прекращают, как только спортсмен достиг второй границы (дальнего от старта ориентира) или, если в двух прыжках подряд он не «прибавил» длину прыжка. Засчитывают прыжки («прибавки»), которые по своей длине превышают предыдущие. Испытуемый имеет право на пробную попытку.

8. Подтягивание в висе на перекладине, количество раз. Выполняется из положения вис хватом сверху, руки на ширине плеч. Темп выполнения произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибании рук подбородок находится выше перекладины. Не засчитываются попытки при вспомогательных движениях ног и туловища.

9. Бросок набивного мяча весом 2 кг вперёд из-за головы, см. выполняется из положения сидя ноги врозь, мяч в вытянутых руках над головой. Пред броском спортсмен занимает у линии старта положение, при котором тазовый угол, образуемый при разведении ног, не выходит за стартовую линию. Дальность броска измеряют рулеткой.

10. Выкрут с палкой, см. на палке нанесены деления с точностью до 1 см (или наклеена сантиметровая лента). Из положения стоя руки внизу хватом палки сверху, поднимают прямые руки вверх и переводят палку назад за спину. Не сгибая рук в локтевых суставах, возвращают палку в исходное положение. Определяют расстояние между внутренними точками хвата.

11.Наклон вперёд, см. Выполняется из положения стоя на гимнастической скамейке, ноги вместе, выпрямлены. Глубину наклона измеряют по расстоянию между кончиками пальцев рук и верхней поверхностью скамейки с помощью двух укреплённых вертикально к скамейке линеек, таким образом, чтобы нулевые отметки совпали с верхним краем скамейки. Одна линейка обращена вверх, другая вниз. Если кончики пальцев испытуемого ниже верхнего края скамейки, результат записывают со знаком «+», если выше – со знаком «-». Не разрешается сгибать колени и делать рывковые движения.

 

 

  1. Оценка результатов тестирования.

 

В таблице 1 дан перечень видов спорта с указанием комплекса обязательных (++) и дополнительных (+) упражнений для тестирования. В зачёт спортсменам идут результаты выполнения 5 обязательных и 3 дополнительных тестов. В качестве последних могут быть использованы любые другие из числа приведённых в программе упражнений.

В таблицах 2 и 3 приведены шкалы единых нормативных требований для оценки уровня развития физических качеств и двигательных способностей. По ряду упражнений, характеризующих главным образом подвижность в суставах или некоторые важные для спорта психофизиологические механизмы, нормативные требования одинаковы для всех возрастных категорий. По этим показателям с возрастом могут наблюдаться негативные сдвиги.

 

 

 

 

Перечень видов спорта и упражнений для тестирования показателей развития физических качеств и двигательных способностей.

          

                                                                                                                                                                                                        Таблица 1.

 

Вид спорта

Бег 30 м

Непрерывный бег

Бег на месте

Челночный бег

Прыжки

Подтягивание на руках

Бросок мяча

в длину

вверх

с прибавками

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Акробатика, прыжки на батуте

++

+

++

++

+

++

++

++

+

Баскетбол, ручной мяч

++

++

+

++

++

++

++

+

+

Биатлон

++

++

 

++

++

+

++

+

+

Бокс

++

++

++

+

+

++

++

++

+

Борьба классическая, вольная, дзюдо, самбо

++

++

+

++

++

+

+

++

+

Велоспорт, шоссе, трек

++

++

++

++

++

+

+

++

+

Водное поло

+

++

++

++

++

++

+

+

+

Волейбол

++

++

+

++

+

++

++

+

+

Гимнастика спортивная

++

+

+

++

++

++

++

++

+

Гимнастика художественная

++

+

++

++

++

++

++

+

+

Гребля академическая

++

++

+

++

++

+

++

+

+

Гребля на байдарках и каноэ

++

++

+

++

++

+

++

+

+

Конькобежный спорт

++

++

+

++

++

++

+

+

+

Лёгкая атлетика, спринт, барьеры

++

++

++

++

++

++

+

+

+

Лёгкая атлетика, средние и длинные дистанции

++

++

++

++

++

+

+

++

+

Лёгкая атлетика, метания

++

+

+

++

++

++

+

++

+

Лёгкая атлетика, многоборья

++

++

++

+

++

++

+

+

+

Лёгкая атлетика, прыжки

++

++

++

+

++

++

+

++

+

Лыжное двоеборье

++

++

+

++

++

+

++

++

+

Лыжный спорт

++

++

+

++

++

+

++

++

+

Парусный спорт

++

++

+

++

++

+

++

++

+

Плавание синхронное

+

++

+

++

++

++

++

++

+

Плавание спортивное

++

++

+

++

++

+

++

+

+

Прыжки в воду

++

++

+

++

+

++

++

++

+

Регби, хоккей на траве

++

++

++

++

+

++

+

++

+

Санный спорт, бобслей

++

++

++

++

++

+

+

++

+

Современное пятиборье, конный спорт

++

++

+

++

+

++

++

++

+

Тяжёлая атлетика

++

++

+

++

+

++

++

++

+

Фехтование

++

++

++

+

++

+

++

++

+

Фигурное катание

++

++

++

+

++

++

++

+

+

Футбол

++

++

++

++

+

++

++

+

+

Хоккей

++

++

+

++

++

+

++

++

+

Стрельба

++

++

+

++

++

+

++

++

+

Теннис настольный, теннис, бадминтон

++

++

++

++

++

+

++

+

+

 

 

 

 

Нормативные требования к оценке показателей развития физических качеств и двигательных способностей /мальчики, юноши/.

          

                                                                                                                                                                                                        Таблица 2.

 

п/п

Упражнения

Уровень оценки, балл

Возрастные группы, лет

10

11

12

13

14

15

1.

Бег 30 м, с

5

5,6 и меньше

5,3 и меньше

5,0 и меньше

4,7 и меньше

4,4 и меньше

4,2 и меньше

4

5,7-6,1

5,4-6,8

5,1-5,5

4,8-5,2

4,5-4,9

4,3-4,7

3

6,2-6,6

5,9-6,3

5,6-6,0

5,3-5,7

5,0-5,4

4,8-5,2

2

6,7-7,1

6,4-6,8

6,1-6,5

5,8-6,2

5,5-5,9

5,3-5,7

1

7,2 и больше

6,9 и больше

6,6 и больше

6,3 и больше

6,0 и больше

5,8 и больше

2.

Бег 5 мин, м

5

1281 и больше

1351 и больше

1421 и больше

1481 и больше

1561 и больше

1621 и больше

4

1171-1280

1231-1350

1301-1420

1341-1380

1411-1560

1471-1620

3

1081-1170

1101-1230

1141-1300

1201-1340

1261-1410

1321-1470

2

941-1060

981-1100

1021-1140

1061-1200

1111-1260

1171-1320

1

940 и меньше

980 и меньше

1020 и меньше

1060 и меньше

1110 и меньше

1170 и меньше

3.

Прыжок в длину с места, см

5

186 и больше

196 и больше

211 и больше

226 и больше

236 и больше

251 и больше

4

171-185

181-195

196-210

211-225

221-235

236-250

3

156-170

166-180

181-195

196-210

206-220

221-235

2

141-153

151-165

166-180

181-195

191-205

206-220

1

140 и меньше

150 и меньше

165 и меньше

180 и меньше

190 и меньше

205 и меньше

4.

Прыжок вверх с места, см

5

43 и больше

48 и больше

55 и больше

60 и больше

64 и больше

67 и больше

4

37-42

42-47

48-54

53-59

57-63

60-66

3

31-36

37-42

41-47

46-52

50-56

53-59

2

25-30

31-35

34-40

39-45

43-49

46-52

1

24 и меньше

30 и меньше

33 и меньше

38 и меньше

42 и меньше

45 и меньше

5.

Бросок набивного мяча 2 кг двумя руками из-за головы, см

5

366 и больше

396 и больше

436 и больше

486 и больше

536 и больше

586 и больше

4

316-365

351-395

391-435

436-485

486-535

536-585

3

261-315

306-350

346-390

384-435

436-485

486-535

2

211-260

261-305

301-346

336-385

386-435

436-485

1

210 и меньше

260 и меньше

300 и меньше

335 и меньше

385 и меньше

435 и меньше

6.

Подтягивание из виса, кол-во раз

5

11 и больше

13 и больше

15 и больше

18 и больше

21 и больше

25 и больше

4

8-10

9-12

11-14

13-17

15-20

12-24

3

3-7

5-8

7-10

8-12

9-14

11-17

2

2-4

1-4

3-6

3-7

3-8

4-10

1

1-0

0

2-0

2-0

2-0

3-0

7.

Челночный бег 3х10м, с

5

7,7 и меньше

7,5 и меньше

7,3 и меньше

7,0 и меньше

6,8 и меньше

6,6 и меньше

4

7,6-8,3

7,6-8,0

7,4-7,8

7,1-7,5

6,9-7,3

6,7-7,1

3

8,4-8,9

8,1-8,5

7,9-8,3

7,6-8,0

7,4-7,8

7,2-7,6

2

9,0-9,5

8,6-9,2

8,4-8,8

8,1-8,5

7,9-8,3

7,7-8,1

1

9,6 и больше

9,3 и больше

8,9 и больше

8,6 и больше

8,4 и больше

8,2 и больше

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативные требования к оценке показателей развития физических качеств и двигательных способностей /девочки, девушки/.

          

                                                                                                                                                                                                        Таблица 3.

 

п/п

Упражнения

Уровень оценки, балл

Возрастные группы, лет

10

11

12

13

14

15

1.

Бег 30 м, с

5

5,8 и меньше

5,6 и меньше

5,3 и меньше

5,0 и меньше

4,8 и меньше

4,5 и меньше

4

5,9-6,3

5,7-6,1

5,4-5,8

5,1-5,5

4,9-5,3

4,6-5,0

3

6,4-6,8

6,2-6,6

5,9-6,3

5,6-6,0

5,4-5,8

5,1-5,5

2

6,9-7,3

6,7-7,1

6,4-6,8

6,1-6,5

5,9-6,3

5,6-6,0

1

7,4 и больше

7,2 и больше

6,9 и больше

6,6 и больше

6,4 и больше

6,1 и больше

2.

Бег 5 мин, м

5

1241 и больше

1281 и больше

1321 и больше

1401 и больше

1461 и больше

1521 и больше

4

1141-1240

1181-1280

1221-1320

1301-1400

1361-1460

1421-1520

3

1041-1140

1081-1180

1121-1220

1201-1300

1261-1360

1321-1420

2

941-1040

981-1080

1021-1120

1101-1200

1161-1260

1221-1320

1

940 и меньше

980 и меньше

1020 и меньше

1100 и меньше

1160 и меньше

1220 и меньше

3.

Прыжок в длину с места, см

5

171 и больше

181 и больше

191 и больше

206 и больше

221 и больше

231 и больше

4

161-170

171-180

181-190

196-205

211-220

221-230

3

151-160

161-170

171-180

186-195

201-210

211-220

2

141-150

151-160

161-170

176-186

191-200

201-210

1

140 и меньше

150 и меньше

160 и меньше

175 и меньше

190 и меньше

200 и меньше

4.

Прыжок вверх с места, см

5

35 и больше

41 и больше

45 и больше

49 и больше

51 и больше

54 и больше

4

31-34

36-40

40-44

44-48

47-50

50-53

3

27-30

31-35

35-39

39-43

43-46

46-49

2

23-26

26-30

30-34

34-38

39-42

42-45

1

22 и меньше

30 и меньше

33 и меньше

38 и меньше

42 и меньше

45 и меньше

Нормативные требования к оценке показателей развития физических качеств и двигательных способностей.

          

                                                                                                                                                                                                        Таблица 4.

 

п/п

Упражнение

Уровень оценки, балл

Мальчики

Девочки

1.

Бег на месте 10 с в максимальном темпе, количество

5

68 и больше

66 и больше

4

58-67

57-65

3

48-57

47-56

2

38-47

37-46

1

37 и меньше

36 и меньше

2.

Выкрут с палкой, см

5

35 и меньше

25 и меньше

4

36-45

26-35

3

46-55

36-45

2

56-65

46-55

1

66 и больше

56 и больше

3.

Наклон вперёд, см

5

11 и больше

6 и больше

4

от 0,5 до 10,5

от 5,5 до -5,5

3

от 0 до -10,0

от -5 до -8

2

от -10,5 до -20

от -8,5 до -15

1

от -21 и меньше

от -16 и больше

4.

Прыжки с прибавками, количество

 

Возрастные группы

 

10-11

 

12-13

14-15

5

16 и больше

21 и больше

26 и больше

4

10-15

11-20

16-25

3

7-9

5-10

9-15

2

4-6

6-7

6-8

1

3 и меньше

4 и меньше

5 и меньше

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суммарная оценка результатов тестирования показателей физических качеств и двигательных способностей в группах видов спорта.

          

                                                                                                                                                                                                        Таблица 5.

 

Группа видов спорта

Вид спорта /или отдельные дисциплины/

Суммарная оценка уровней, в баллах

I

 

Лёгкая атлетика (короткие и средние дистанции, барьерный бег, прыжки, многоборья), велосипед, ручной мяч, регби, б/теннис, футбол, хоккей, конькобежный спорт, лыжные гонки, дзюдо, водное поло.

 

24

II

 

Акробатика, гимнастика спортивная, гребля, бег на длинную дистанцию, спортивная ходьба, легкоатлетические метания, современное пятиборье, бокс, фехтование, спортивное ориентирование, парусный спорт, тяжёлая атлетика, фигурное катание, волейбол, н/теннис, бадминтон, прыжки на батуте, виды борьбы (кроме дзюдо), прыжки в воду, горные лыжи, плавание, фристайл, баскетбол, горнолыжный спорт, бобслей, сани.

 

22

III

 

Гимнастика художественная, виды стрельбы, стрельба из лука, лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, синхронное плавание, конный спорт.

 

20

 

 

В таблице №5 представлена по группе видов спорта в качестве контрольно-переводного норматива должная величина суммарной оценки уровня развития физических качеств и двигательных способностей.

 

 

 


 

 

ПРИМЕРНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ДЗЮДО

 

(Методическая разработка)

 

 

 

 

Автор:

педагог доп. образования

Саушкин Евгений Виталиевич

 

          По своей природе игра ненавязчиво побуждает ее участников глубже и полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность, внимание, оперативное мышление, чувство коллективизма, ответственности, взаимовыручки и множество других социально важных и полезных качеств.

          В связи с этим подбираемые к занятиям борьбой и специально адаптированные к ним подвижные игры должны увлекательно помогать овладению или закреплению необходимых знаний, умений и навыков, а так же способствовать развитию и укреплению костно-связочного аппарата, нервно-мышечной системы и формированию правильной осанки занимающихся.

         Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования точной    координации действий, обладания определенной физической сноровкой. Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.

          Обязанность руководителя – не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить. Немаловажный фактор при выборе дозировки подвижной игры – это характер предшествующей деятельности и настроение детей. Если игра проводится после больших физических или умственных усилий, надо предложить игру малоподвижную, исключив приемы, требующие больших напряжений. Интенсивные игры нужно чередовать с малоинтенсивными.Особое внимание должно уделяться физически слабым детям. Им необходима индивидуальная дозировка: облегченные задания, меньшее время пребывание в игре, сокращение дистанции.

ПРИМЕРНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ДЗЮДО

«Перетягивание через черту»

Подготовка. Две команды играющих встают одна против другой вдоль черты, проведённой между ними. Мальчики стоят против мальчиков, а девочки против девочек, примерно равных по физическим силам. В четырёх шагах за каждой командой стоят игроки, выделенные для подсчёта очков.

Содержание игры. По команде учителя игроки сближаются у средней линии и берутся за одну (или две) руку. По второму сигналу каждый старается перетянуть своего соперника за линию, где стоят помощники. Игрок, которого перетянули, дотронувшись ладонью до игрока, подсчитывающего очки, может снова уйти за черту и опять играть за свою команду. Каждый перетянутый игрок приносит перетянувшей его команде одно очко.

Команда,  получившая за время игры большее число очков, побеждает.

Правила игры: 1. В ходе игры разрешаются захваты только за руки. 2. Разрешается перетягивать поодиночке, парами, несколькими игроками одновременно.

 

«Петушиный бой»

Подготовка. На полу чертится круг диаметром 2 м. Все играющие делятся на две команды и выстраиваются в две шеренги около круга (одна напротив другой).

Содержание игры. Играющие выбирают капитанов, которые посылают одного из своих игроков в круг. Каждый из них стоит на одной ноге, другую подгибает, а руки кладёт за спину. В таком положении участники поединка (по сигналу) начинают выталкивать плечом и туловищем друг друга из круга, стараясь не оступиться.

Побеждает игрок, который сумеет вытеснить соперника за пределы круга или заставит его оступиться, тем самым принеся команде победное очко. Побеждает команда, игроки которой одержали большее количество побед.

Правила игры: 1. Правилами запрещается снимать со спины руки. 2. Поединок заканчивается вничью, если оба игрока оказались за пределами круга одновременно. 3. Игра продолжается до тех пор, пока все не побывают в роли бойцов. 4. Капитаны также сражаются между собой (последними).

 

«Кто сильнее?»

Подготовка. Для игры нужно приготовить 5-6 колец из толстой веревки. Диаметр такого кольца 30 см.

Играющие делятся на две команды. Посередине площадки отмечают 5-6 кружков, в которые и кладут

Веревочные кольца. В два метра от кружков с каждой стороны проводят контрольные линии.

Содержание игры. По указанию руководителя по 5-6 человек из каждой команды подходят к кружкам

и, составляя пары, берут веревочные кольца правой и левой рукой (о чем условливаются заранее). По общему сигналу каждый из составляющих пару игроков старается перетянуть соперника за контрольную черту, находящуюся сзади. Перетянувший получает для своей команды одно очко.

  Команда, набравшая больше очков, выигрывает.

Правила игры: 1. При перетягивании нельзя умышленно отпускать руки. 2. Перетянутым считается тот, кто обеими ногами переступил контрольную линию.

 

«Перемена мест»

Подготовка. Игроки двух команд ,стоя в шеренгах лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки (за линиями своих «домов») ,приседают и кладут руки на колени.

Содержание игры. По сигналу все игроки, прыгая из глубокого приседа, продвигаются

вперед, стараясь быстрее пересечь линию противоположного «дома». Затем следуют прыжки в обратную сторону , но в игре не участвует тот , кто пересек линию «дома» последним. Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останутся 2-3 самых выносливых прыгуна.

Побеждает команда, которая по окончании игры сохранила больше прыгунов.

 Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2.Руки с колен убирать нельзя. 3.Прыгать разрешается только из положения глубокого приседа

 

«Борьба за палку».

Подготовка Соревнующиеся встают лицом  друг к другу и берутся руками за деревянную гимнастическую палку, удерживая ее горизонтально прямым хватом Руки на ширине плеч, правая рука у каждого с внешней стороны.

Содержание игры. После сигнала игроки начинают крутить палку, стремясь  заставить соперника отпустить один из концов. Можно использовать также две эстафетные палочки. Игроки держат их вертикально, каждый берется за палочку правой рукой, сверху. По сигналу игроки выкручивают палочки, стараясь отнять  их у соперника.

Кто первый отпустит палочку, тот проигрывает.

Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Руки держать на ширине плеч. 3. Во время выкручивания палки руки в локтях сгибать нельзя.

 

«Карусели».

Подготовка. Игра проводится в виде соревнований четверок. Первая из них располагается на одной половине площадки, вторая – на другой. Пары игроков в каждой четверке встают напротив, положив руки на плечи друг другу и сцепив ладони на шее. Вторая пара в таком же исходном положении встает под углом 90 к первой паре, соединив руки под руками игроков первой пары.

Содержание игры. По общему сигналу вторые пары начинают движение по кругу. При этом другие пары кружатся по воздуху, как на карусели. Чем сильнее вращается одна пара, тем выше взлетает другая.

В какой четверке карусели вращаются дольше, та и побеждает, после чего игроки в четверках меняются ролями.

Правила игры: 1. Игра начинается  по сигналу руководителя. 2. Руки расцеплять нельзя.

 

«Три движения».

Подготовка. Играющие образуют полукруг.

Содержание игры. Руководитель показывает три движения. Первое: руки сгибает в локтях, кисти на уровне плеч; второе: руки поднимает вперед на уровне плеч; третье: руки поднимает вверх. Показывая одно движение, он при этом называет номер другого. Играющие должны выполнять те движения, которые соответствуют названному номеру, а не те, которые показывает руководитель.

Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.

Правила игры: 1. Выполнять только те движения, которые соответствуют названному номеру. 2. За каждую ошибку игрок получает штрафное очко.

 

«Не теряй равновесия».

Подготовка. Играющие становятся лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук, сомкнув стопы, и поднимают руки вперед.

Содержание игры. По сигналу руководителя игроки поочередно ударяют одной рукой или обеими руками ладонями по ладоням противников. Можно уклоняться от удара, неожиданно разводя руки.

Проигрывает тот, кто сдвинется с места хотя бы одной ногой.

Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Можно уклоняться от удара.

Игру можно проводить командами.

Список литературы.

 

  1. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник для студентов пед. вузов. – 2-е изд., стереотип. – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 160с.

 

  1. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет / С.А. Миняева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 208с.: ил. – (Внимание дети!).

 

  1. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. 5-11 кл.: Метод. пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 176 с. – (Библиотека учителя).

 


 

Методика обучения контрударам

 

(Методическая разработка)

 

 

 

 

Автор:

педагог доп. образования

Залевский Е.Г.

 

 

Контрудар рассчитан на столкновение двух масс: массы нападающего и массы контратакующего. В этом заключается его эффективность.

Чем больше энергия движения массы противника при нанесении удара, тем эффективнее будет контрудар. Сила контрудара увеличивается, если боксер использует массу своего тела и придаст ей большую скорость.

Контрудары делятся на встречные и ответные. Встречные контрудары наносятся в момент атаки противника прямыми, боковыми или ударами снизу в голову или туловище и выполняются в один темп—под счет «раз!»

Ответные контрудары наносятся после принятия защиты от удара противника и выполняются в два темпа. Под счет «раз» принимается защита от удара противника, под счет «два» наносится ответный удар в голову или туловище.

Встречными и ответными контрударами боксеры пользуются с дальней, средней и ближней дистанций. Чем ближе боксер находится к противнику, тем труднее ему нанести встречный контрудар, так как чем меньше расстояние до противника, тем меньше остается времени на ориентировку, обдумывание и координацию движений для нанесения соответствующего контрудара.

Наиболее эффективными и действенными являются встречные контрудары, от которых защищаться чрезвычайно сложно, а часто и просто невозможно. Весь смысл контрудара в том, что его наносят тогда, когда противник сам пытается поразить боксера ударом.

Удачно проведенный встречный удар парализует дальнейшие действия противника и может решить исход боя в пользу контратакующего.

Важным моментом при нанесении контрудара является страховка головы и туловища от атакующего удара противника. Свободная от нанесения контрудара рука должна хорошо защищать голову и туловище.

Если боксер при нанесении контрудара не застрахует себя свободной от удара рукой, он может пропустить атакующий удар и на какой-то промежуток времени стать небоеспособным, чем, безусловно, воспользуется противник для успешного развития своих действий.

При нанесении контрударов (прямых, боковых и снизу в голову и туловище) применяются обязательные для каждого отдельного контрудара страховки.

Контратакой боксеры в одинаковой степени успешно пользуются на всех дистанциях боя.

На любой удар в боксе можно ответить активной защитой с переходом в атаку: ответным ударом, комбинацией, серией.

Контрудары в сочетании со страховкой являются важнейшими боевыми средствами. Все они должны тщательно изучаться и систематически совершенствоваться. Тренеры, которые недооценивают важности овладения контрударами на всех трех дистанциях боя, тем самым тормозят повышение спортивного мастерства боксеров.

 

Для приобретения прочных навыков в контрударах и защитах от них необходима специальная тренировка в выполнении этих контрударов и защит на каждой дистанции боя в отдельности.

Контрудар прямой левой в голову.

В момент атаки противника прямым ударом левой рукой в голову боксер резко отталкивается носком правой ноги и делает шаг вперед, направляя кулак прямолинейно к цели. Особое внимание он должен обратить на сжатие кулака в последний момент движения и на сгибание его в лучезапястном суставе, а также на страховку подбородка правой ладонью, повернутой к себе тыльной частью перчатки. Правая рука, страхующая подбородок, должна при необходимости сдержать удар противника. Контрудар будет эффективен в том случае, если он опередит действия противника и боксер сумеет своевременно перенести вес тела на левую ногу. Правая нога при этом подтягивается в исходное положение.

 

Контрудар прямой левой в туловище.

В момент атаки противника прямым ударом левой в голову боксер резко отталкивается носком правой ноги, делая маленький шаг левой вперед, одновременно посылая тело вперед и вправо под углом 45° по отношению к противнику, а кулак направляет прямолинейно к цели. Правая рука при этом ладонью, повернутой к подбородку, страхует голову, а локоть, повернутый внутрь, — туловище. Правая нога подтягивается в положение позиции.

Контрудар прямой правой в голову.

В момент атаки противника прямым ударом левой рукой, в голову боксер резко отталкивается носком правой ноги, делает небольшой шаг левой ногой вперед, одновременно поворачивает тело справа налево и посылает кулак прямолинейно к цели. Левая рука при этом повернута ладонью к подбородку и страхует голову, а опущенный локоть—туловище.

Правая нога подтягивается в исходное положение. В момент соприкосновения кулака с целью вес тела должен быть перенесен на впереди стоящую левую ногу.

Контрудар прямой правой в туловище.

В момент атаки противника прямым ударом левой рукой в голову боксер резко отталкивается носком правой ноги, делает небольшой шаг левой ногой вперед, поворачивает туловище справа налево несколько вперед и вниз и одновременно направляет кулак прямолинейно к цели. При ударе пальцы кулака опущены вниз. При этом боксер ладонью левой руки страхует голову, а опущенным локтем, повернутым внутрь – туловище. Правая нога подтягивается в удобное положение.

Контрудар прямой правой в туловище является одним из важнейших прямых ударов для поражения области туловища ибо всегда при нанесении прямого удара левой в голову противник открывает туловище, чем и должен воспользоваться боксер при нанесении контрудара правой. От такого контрудара почти невозможно за­щититься. Особенно важно этот контрудар использовать в первом раунде.

Контрудар боковой левой в голову с

 перенесением веса тела на левую ногу.

В момент атаки противника прямым левой в голову боксер резко отталкивается правой ногой, делая шаг вперед и несколько влево левой ногой; поворачиваясь на носке левой ноги справа налево и, полностью перенеся на нее вес тела, направляет кулак к цели. При нанесении удара боксер ладонью правой руки страхует голову, а опущенным локтем — туловище. Правая нога подтягивается в удобное положение. Боковой левой в голову успешно доходит до цели, если боксер при нанесении удара поднимает локоть левой руки на уровень плеча или выше.

Контрудар боковой левой в туловище

с перенесением веса тела на левую ногу.

Прямым ударом левой рукой в голову боксер резки отталкивается носком правой ноги, делает шаг вперед левой ногой и, поворачивая левую пятку к противнику, а туловище справа налево, наносит короткий боковой удар левой в туловище. При этом пальцы кулака следует повернуть к себе, согнув его в лучезапястном суставе. Одновременно тыльной стороной правой перчатки боксер отводит удар противника вправо.

Контрудар боковой левой в голову

с перенесением веса тела на правую ногу.

 В момент атаки противника прямым ударом левой рукой в голову боксер переносит вес тела толчком правой ноги на левую ногу и одновременно делает шаг слегка согнутой правой ногой вперед и вправо и, поворачивая тело слева направо, наносит боковой левой в голову. При ударе пальцы кулака повернуты к себе, а кулак сгибается в лучезапястном суставе. Правая рука ладонью страхует голову, а опущенным локтем, повернутым внутрь — туловище.

 

 

Контрудар боковой левой в туловище

с перенесением веса тела на правую ногу.

В момент атаки противника прямым ударом левой в голову боксер переносит вес тела толчком правой ноги на левую ногу и одновременно делает шаг согнутой правой ногой вперед-вправо; поворачивая тело слева направо, наносит боковой удар левой в туловище. При ударе кулак повернут пальцами к себе, правая рука ладонью страхует голову, а опущенный внутрь локоть—туловище.

Контрудар снизу левой в туловище.

В момент атаки противника прямым ударом левой в голову боксер резко отталкивается носком правой ноги, делает шаг вперед левой ногой, слегка поворачивая левую пятку к противнику, и переносит вес тела на левую ногу. В данном исходном положении боксер резко поворачивается слева направо и наносит удар левой снизу в туловище. При ударе пальцы кулака повернуты вверх. Одновременно боксер тыльной стороной правой перчатки страхует голову, а опущенным локтем — туловище.

 

Контрудар снизу левой в голову.

В момент атаки противника прямым ударом левой в голову боксер делает шаг вперед левой ногой, слегка наклоняя туловище вперед. При соприкосновении левой ногой с полом боксер резко подает таз вперед, выпрямляет ноги и спину и посылает кулак к цели. В последний момент он делает резкий рывок левым плечом вверх, что способствует эффективности удара. Одновременно, страхуя голову тыльной стороной правой перчатки, боксер отводит вправо бьющую руку противника.

«Кросс» правой в голову.

В момент атаки противника прямым ударом левой в голову боксер резко отталкивается носком правой ноги, делает шаг вперед левой ногой, одновременно поворачивая туловище справа налево с наклоном вниз, и наносит встречный перекрестный удар правой в голову. Левая рука при этом ладонью страхует голову, а опущенный внутрь локоть— туловище. Правая нога подтягивается в удобное положение. При ударе пальцы правого кулака повернуты вниз.

Контрудар прямой правой в голову

(на атаку прямым правой в голову).

В момент атаки противника прямым ударом правой в голову боксер резко отталкивается носком правой ноги, делает левой ногой небольшой шаг вперед и мгновенно направляет кулак к цели. При этом он поворачивает туловище справа налево, перенося вес тела на левую ногу. Незначительным отклоном головы и туловища влево он избегает удара. Ладонью левой руки боксер страхует голову, а опущенным локтем—туловище. Правая нога слегка подтягивается в удобное положение.

Контрудар прямым правой в голову является эффективным и часто решает исход поединка. Следует подчеркнуть особую важность прочного сжатия кулака в момент удара.

Контрудар боковой правой в туловище.

В момент атаки противника прямым ударом правой в голову боксер делает левой ногой шаг вперед и влево, поворачивает туловище справа налево и наносит боковой удар правой в туловище. При ударе кулак повернут пальцами к себе и сгибается в лучезапястном суставе. Ладонью левой руки боксер страхует голову, а опущенным локтем—туловище.

Контрудар боковой левой в голову.

В момент атаки боковым ударом левой в голову боксер резким толчком носка правой ноги делает шаг левой ногой вперед, поворачивая туловище слева направо на носке левой ноги, и наносит удар. При ударе кулак повернут пальцами к себе и согнут в лучезапястном суставе. Ладонью правой руки он страхует голову, а опущенным локтем—туловище.

 

 

Контрудар снизу левой в туловище

(на атаку прямым левой в голову).

В момент атаки прямым левой в голову боксер резким толчком носка правой ноги делает шаг левой ногой вперед и, поворачивая бедро и туловище слева направо, наносит удар снизу левой рукой в туловище. Ладонью правой руки боксер страхует голову, а опущенным локтем—туловище.

Справа налево с наклоном вниз, и наносит встречный перекрестный удар правой в голову. Левая рука при этом ладонью страхует голову, а опущенный внутрь локоть— туловище. Правая нога подтягивается в удобное положение. При ударе пальцы правого кулака повернуты вниз.

Контрудар прямой правой в голову

(на атаку прямым правой в голову).

В момент атаки противника прямым ударом правой в голову боксер резко отталкивается носком правой ноги, делает левой ногой небольшой шаг вперед и мгновенно направляет кулак к цели. При этом он поворачивает туловище справа налево, перенося вес тела на левую ногу. Незначительным отклоном головы и туловища влево он избегает удара. Ладонью левой руки боксер страхует голову, а опущенным локтем—туловище. Правая нога слегка подтягивается в удобное положение.

Контрудар прямым правой в голову является эффективным и часто решает исход поединка. Следует подчеркнуть особую важность прочного сжатия кулака в момент удара.

 

 

Список литературы.

  1. Кузнецов В.В. Бокс в школе: Учебно-методическое пособие / Департ. образования Администрации., ОблИУУ. – Кемерово, 1996. – 124 с.
  2. Остьянов В. Н., Гайдомак И.И. Бокс ( обучение и тренировка) / В.Н. Остьянов, И. И. Гайдомак. - Киев: Олимпийская литература, 2001.-239 с.
  3. Градополов К.В. Бокс: 3-е изд., испр. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1961. – 332 с.

 


 

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БОКСЕРСКИХ КАЧЕСТВ

 

(Методическая разработка)

 

 

 

 

Автор:

педагог доп. образования

Залевский Е.Г.

 

 

 

Поединок боксеров на ринге во многом напоминает игру. Боксеру необходим высокий уровень развития физических качеств, богатый арсенал атакующих и защитных действий, хорошо развито тактическое мышление. Для воспитания этих качеств и подбирается игровой материал.

Широко применяются игры, направленные на преимущественно развитие силы, ловкости и воли, воспитание быстроты реакции, ориентировки. Эти спортивные качества вырабатываются с подвижных игр, примеры которых описаны ниже. Помимо игр, развивающих общие двигательные качества, целесообразно применять подвижные игры, которые позволяют непосредственно тренировать специальные качества боксера: быстроту и точность ударов, специфическую ловкость, которая определяет арсенал приемов атаки и защиты, а также чувство «ударной» дистанции, то есть способность пространственно-временной ориентации. Сложнее закрепить в играх силу удара или воспитать специфическую выносливость, что достигается специальной подготовкой. Подвижные игры могут служить средством контроля за состоянием технической и тактической подготовки, средством проверки инициативность и эмоциональной устойчивости спортсменов.

 

Салки на ринге.

Участники делятся на две команды (примерно равные по весовым категориям) и выстраиваются за рингом с двух сторон.

Педагог вызывает на ринг одну или две пары и дает сигнал начать игру. Первый вариант: пары свободно маневрируют по рингу, один игрок пары старается задеть другого, коснувшись рукой плеча. Второй вариант: играющие, стоя в парах, кладут руки друг другу на плечи. Задача каждого запятнать касанием ноги стоящего напротив и не дать противнику запятнать свою ногу.

Поединок продолжается один раунд (3 минуты), после чего подсчитывают количество касаний и вызывают новую пару. Касание лица штрафуются одним очком в пользу противника. При касании ногами расцеплять руки не разрешается.

 

Сто ударов в минуту.

Участники выстраиваются возле ринга. Соревнования проводятся около груши или кожаного мешка. Для проведения игры нужна пара боксерских перчаток. Один из участников игры перед началом своеобразного конкурса надевает перчатки. По указанию тренера он выходит к снаряду и по сигналу в течение минуты наносит удары по груше или кожаному мячу поочередно правой и левой рукой с возможно большей скоростью. По второму сигналу атака прекращается. Педагог объявляет, сколько ударов проведено в минуту.

После этого свои скоростные качества демонстрирует второй игрок и т.д. Победителем становится тот, у кого частота ударов на протяжении минуты больше, чем у остальных.

 

Увернись от мяча.

Участники разделяются на две команды по 3-5 человек. Одна половины участников подходят к стене и встает к ней лицом. Расстояние от стены – 2 метра, между игроками – 3 метра. Другая команда располагается сзади на расстоянии 5-6 шагов от стены. В руках у каждого теннисный мяч. Стоящие сзади бросают мячи в стену с таким расчетом, чтобы отскочивший мяч попал в игрока, стоящего впереди, и тот не у успел уклониться или отбить мяч рукой. Если мяч попал в плечо, туловище или лицо, бросавший получает преимущество в одно очко.

После 10 бросков игроки меняются ролями. Определяются победители в парах и общее число очков, набранных командами. Стоящие впереди игроки входе поединка не должны сходить со своих мест.

 

Не коснись каната.

Педагог распределяет участников по парам. Игроки (3-4 пары) надевают перчатки. По сигналу они выходят на ринг и начинают кружиться по рингу, боксируя друг с другом. Никому не разрешается касаться каната какой-либо частью тела. Нарушивший это правило покидает по указанию педагога ринг. Оставшийся игрок имеет право нападать на кого хочет. Заканчивается игра, когда все игроки, кроме одного (победителя), покинут ринг. Запрещаются толчки на канат и нападения сзади. За это участники группового поединка также удаляются с ринга.

 

Загони в угол.

Игроки выстраиваются возле ринга. Педагог вызывает для поединка одну или две пары. У одного игрока каждой пары в руках набивной мяч, а у другого на руки надеты перчатки. По сигналу начинается поединок. Игрок в перчатках наносит удары по мячу, который держит противник. Задача атакующего игрока – загнать своего соперника в угол, а задача игрока с набивным мячом – при помощи маневрирования и ложных движений не попасть туда. По истечении трех минут игра останавливается. Подсчитывается, сколько раз защищающийся игрок побывал в углу. После этого игроки меняются ролями. По итогам 2 трехминуток подводится общий результат. Касание перчатками лица или рук защищающегося наказывается начислением атакующему штрафного очка. Защищающемуся не разрешается прямолинейно идти на противника.

 

Отбери мяч.

Игра проводится на площадке или ринге. Нужны перчатки по количеству игроков (6-8 человек), легкий набивной мяч и маска. Играющие встают по кругу. Водящий в перчатках и маске выходит на середину. Игроки ногой передают мяч друг другу в любом направлении. Водящий старается перехватить мяч. При приближении водящего игроки могут наносить ему удары, отгоняя от мяча. Водящий, отбирая мяч, защищается, не нанося ответных ударов. Отобрав мяч у одного из стоящих по кругу, водящий меняется с ним ролью. Игра продолжается 8-10 минут. Побеждает игрок, который ни разу не побывал в роли водящего.

Мяч, вышедший за пределы круга, возвращается одному из стоящих в кругу. Игроки круга не могут выбегать на середину, а водящий – отвечать на удары. Когда игра освоена, ее можно проводить с продвижением игроков.

Один против трех.

Три игрока в масках выходят на ринг. Они составляют одну команду. Три других (вторая команда) надевают на одну руку перчатку и остаются вне ринга. По сигналу педагога игрок в перчатке выходит на ринг и, боксируя одной рукой, старается нанести ( в течение 2-ух минут) как можно больше ударов в голову игрокам в масках. После этого по сигналу эту же задачу старается выполнить второй, затем третий игрок. Игра заканчивается, когда все три игрока в перчатках побывают на ринге. После этого игроки в тройках меняются ролями и три двухминутных боя проводятся еще раз.

Побеждает тройка, опередившая по сумме ударов другую тройку игроков. Выявляется лучший боксер шестерки, которой нанес больше и пропустил меньше ударов.

Запрещается боксировать второй рукой. Игрокам в масках не разрешается наносить ответные удары.

 

 

Список литературы.

 

  1. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник для студентов пед. вузов. – 2-е изд., стереотип. – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 160с.

 

  1. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет / С.А. Миняева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 208с.: ил. – (Внимание дети!).

 

  1. Кузнецов В.В. Бокс в школе: Учебно-методическое пособие / Департ. образования Администрации., ОблИУУ. – Кемерово, 1996. – 124 с.

 


Значение среды для физического организма детей и их воспитания.

 

Решающее значение для развития строения и функций организма ребенка имеет социальная среда, которая обуславливает его воспитание – активное, систематическое, целенаправленное влияние на его психическое и физическое развитие.

         Организм детей подвергается разнообразным постоянным воздействиям окружающей природы (воздуха, температуры, освещения, состава воды, пищи, определенных видов растений, животных и др.). Эти природные условия, в значительной мере изменяемые людьми, влияют на их умственное и физическое развитие, действуя на физиологические функции: обмен веществ, дыхание, кровообращение, пищеварение и др. количественные и качественные изменения обмена веществ, вызванные различиями в природных условиях жизни, влияют на физическое развитие организма, его строение и рост.

Следовательно, в неразрывной связи формы (строения)и функций организма ведущее влияние принадлежит функциям; они непосредственно зависят от обмена веществ организма с внешней средой и приводят к изменениям строения организма ребенка, его физического развития и роста.

 

Принципиальные различия во взаимодействии с внешней средой животного и человеческого организмов.

В отличии от животных люди активно, сознательно, целенаправленно и планомерно перестраивают внешнюю среду в своих интересах. Люди не только приспосабливаются к внешней среде посредством изменения функций организма, как и животные, но создают для себя искусственную внешнюю среду (кондиционированный воздух, ультрафиолетовая радиация, синтетические и специально переработанные продукты питания, одежда жилище, обстановка труда и быта, космический воздушный, водный, наземный и подземный транспорт, создание новых видов растений и пород животных и т. д.).

Употребление и создание средств труда, хотя и свойственно в зародышевой форме некоторым видам животных, например человекообразных обезьян, является специфической чертой человеческого процесса труда. Во время трудовой деятельности люди ставят перед собой сознательную цель, конечный результат труда имеется уже в представлениях людей, т.е. в идее. Общественно-трудовая деятельность людей обусловлена строением и функциями их организма, которые в истории человечества развивались и развиваются в процессе общественно-трудовой деятельности. Ведущая роль в развитии строения и функций организма принадлежит не биологическим, а общественно-историческим закономерностям. Взаимоотношения людей с внешней средой определяются социальными условиями жизни. В отличие от животного человек – существо социальное.

В процессе общественно-исторического труда у людей возникла членораздельная устная и письменная речь. Человеческая речь – орудие мышления людей, материальное проявление их сознания. Речь появилась и развивалась в истории человечества одновременно с сознанием. Идеи и понятия, отображающие в сознании законы природы и общества, возникают и развиваются в процессе общественно-трудовой деятельности, передаются другим людям посредством слов и действуют на их поведение.

Особенности взаимодействия детей и среды.

Изменяя условия жизни, можно воздействовать на умственное и физическое развитие детей.

Посредством трудового воспитания и физических упражнений, рациональной организации обучения, питания и быта можно направленно изменять умственное и физическое развитие детей. Систематический физический труд, тренировка физическими упражнениями и спортом совершенствуют функции органов чувств и нервной системы, повышают физическую и умственную работоспособность, изменяют строение организма (скелета, скелетных мышц, внутренних органов) и его реактивность.

Реактивность – способность организма изменять физиологические функции при воздействии внешней среды. Реактивность состоит главным образом в защитных реакциях, противодействующих вредным влияниям внешней среды, в изменениях жизнедеятельности организма в целом.

Реактивность детей с возрастом постепенно совершенствуется в связи с развитием нервной системы и желез внутренней секреции. У новорожденных она недоразвита и поэтому они отвечают общими, не утонченными примитивными реакциями на различные раздражения и действие микробов, вызывающих заболевания. С возрастом реактивность детей улучшается, изменения жизнедеятельности становится местными, утонченными, усложненными, вырабатываются защитные реакции против заразных болезней. К старости реактивность снова ухудшается вследствие снижения функций нервной системы. Благодаря несовершенству реактивности наименее защищены от вредоносных влияний внешней среды новорожденные и дети раннего возраста.

Пластичность – приспособляемость организма к нарушениям строения и функций – тем больше, чем младше ребенок. Она проявляется в том, что при поражении или удалении органа или его части компенсация функций происходит за счет оставшихся частей и органов. Главнейшее проявление пластичности состоит в способности образования условных рефлексов, обеспечивающих частичную или полную замену функций пораженного органа сохранившимися органами.

Роль наследственности в воспитании детей.

Наследственность – свойство организма хранить генетическую информацию и передавать ее от одного поколения другому. Наследственная информация сохраняется в протоплазме клетки и в хромосомах, входящих в состав ядра. В первом случае наследственность передается протоплазмой материнской яйцеклетки, а во втором – ядрами яйцеклетки и сперматозоида. В хромосомах содержится набор молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты, в которой сохраняется вся видовая и индивидуальная информация. Развитие наследственных признаков происходит также при участии определенных структур клетки.

Существуют наследственные болезни и нарушения строения и функций, например гемофилия (пониженная свертываемость крови, свойственная детям и взрослым мужского пола), наследственная форма врожденной глухонемоты, карликовый рост и непропорциональное телосложение и др. кроме того, существуют также наследственные предрасположения к болезням и нарушениям строения и функций. Например, врожденная близорукость (бывает очень редко). В подавляющем большинстве случаев при наследственном предрасположении близорукость развивается при таких условиях, которые вызывают перенапряжение зрения. Среди младших школьников количество близоруких детей меньше и близорукость у них ниже, чем среди старших школьников. В зависимости от разного врожденного строения глаза и наследственного предрасположения одно и то же неблагоприятное условие внешней среды, вызывающее перенапряжение зрения, у одних детей усиливает дальнозоркость, а у других – близорукость. Другой пример. К числу болезней, развивающихся при наследственном предрасположении, относится также гипертония – стойкое повышение кровяного давления, которое вызывается сильным ежедневным напряжением нервной системы, переутомлением, отрицательными эмоции, в частности, конфликтами в школе, семье.

Версия для слабовидящих