Последние новости

Добавлено 03/05/2018
otkrytyj-oblastnoj-turnir-201828 апреля 2018 года в Детско-юношеской спортивной школе №7 по адресу проспект Авиаторов, 56 ПРОШЁЛ   ОТКРЫТЫЙ БЛАСТНОЙ ТУРНИР ПО САМБО СРЕДИ ЮНОШЕЙ...
Добавлено 27/02/2018
mini-futbol-3Хорошая традиция появилась в Новоильинском районе - отмечать календарные праздники по- спортивному. 24 февраля 2018 года в зале МБОУ ДО"ДЮСШ №7"...
Добавлено 27/02/2018
volejbol-2Хорошая традиция появилась в Новоильинском районе - отмечать календарные праздники по- спортивному. 25 февраля 2018 года в зале МБОУ ДО"ДЮСШ №7"...
Добавлено 05/02/2018
dzyudo-2В городе Кемерово  03.01.2018 года прошло Первенство Кемеровской области по дзюдо среди юношей 2004-2005 года рождения. ПОЗДРАВЛЯЕМ...
Добавлено 05/02/2018
rossiya-v-mojom-serdtse3 февраля 2018 года педагоги и обучающиеся спортивной школа приняли участие всероссийский акции "Россия в моём...

Содержание материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Спортивная школа № 7»

 

Образовательная программа

по боксу

(дополнительные образовательные услуги для детей возраста 10-21 лет)

 срок реализации программы 3 года

 

 

 

Автор-составитель

Педагог дополнительного образования:

Залевский Е.Г.

 

 

 

Пояснительная записка

         Бокс появился задолго до первых Олимпийских игр и распространился из Египта в Грецию. Впервые искусство самозащиты и первый «золотой» век бокса как соревнования связывают с Олимпийскими играми. Первые Олимпийские игры создали этот современный вид спорта, который мало чем отличается от бокса того времени.

         С тех пор бокс как искусство и наука проделал большую эволюцию в сторону развития техники. Правила претерпели много изменений, прежде чем предстать перед современным спортсменом.

         В России бокс получил развитие в конце 19-ого века, когда стало понятно, что бокс не кулачная драка, а увлекательный вид спорта. В Кузбассе бокс начал развиваться после Великой Отечественной войны.

         У многих подростков и юношей любимым видом спорта является бокс. Даже те, кто не занимается боксом, с интересом и большим увлечением следят за тренировками и выступлениями своих товарищей, читают книги и смотрят фильмы о знаменитых боксерах.

         Занятия боксом помогают укреплять здоровье, развивать физические качества подростков, способствуют нравственному воспитанию и развивают у подростков чувство дисциплины, которое помогает им и в жизни.

         Данная программа по боксу составлена на основании закона РФ «Об образовании», типового положения об учреждении дополнительного образования детей (№ 233 от 07.03.95 г.), правил внутреннего трудового распорядка, устава СШ № 7, а так же на основании санитарно-эпидемиологических правил и норм для учреждений дополнительного образования. Программа является модифицированной, разработана на основе поурочной программы для детско-юношеских спортивных школ и специализированных школ олимпийского резерва (бокс) для групп начальной подготовки 1 и 2 года обучения утвержденная Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР 06.10.1983 г. (разработана доцентом кафедры бокса ГЦОЛИФКа В.М. Романовым под общей редакцией заведующего кафедрой бокса доцента И.П. Дегтярева)

         Программа включает следующие направления подготовки спортсменов: общую физическую подготовку, специальную физическую подготовку, технико-тактическую и соревновательную подготовку.

         Особое внимание обращается на связь различных сторон подготовки боксеров. Главным звеном этой цепи является технико-тактическая подготовка. Именно техника и тактика обобщает и дополняет другие элементы подготовки боксеров.

         Целью данной программы укрепление здоровья учащихся, приобщение к здоровому образу жизни, развитие основных физических качеств, овладения техникой и тактикой бокса.

         Основные задачи спортивно-оздоровительного этапа – укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей; формирование стойкого интереса к занятиям спортом вообще. Овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр; воспитание трудолюбия; развитие и совершенствования физических качеств; отбор перспективных детей и молодежи для дальнейших занятий боксом.

Основные задачи этапа начальной подготовки – вовлечение максимального числа детей и подростков в систему спортивной подготовки по боксу, направленную на гармоническое развитие физических качеств, общей физической подготовки и изучение базовой техники бокса, волевых и морально-этических качеств личности, формирования потребности к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни.

 

         Программа предусматривает развитие у учащихся чувства дисциплины, ответственности за свое здоровье, овладение ими техники и тактики бокса. Позволяет воспитать такие качества как смелость, решительность, настойчивость.

В секцию принимаются подростки, желающие заниматься боксом и не имеющие медицинских противопоказаний для занятий боксом.

         Программа предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста.

Организация учебного процесса.

     В секцию бокса принимаются дети с 10 лет, не имеющие медицинских противопоказаний. Группы формируются по возрасту и физической подготовленности обучающихся.

 

Год обучения

1

2

3

Кол-во человек

10-12

10-12

10-12

Кол-во часов в неделю

6

9

9

Кол-во часов в год

216

324

324

 

Режим занятий

Программа рассчитана на три года обучения. Спортивно-оздоровительный этап (1 год обучения по 216 часов), занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 учебных часа (90 минут астрономического времени с релаксационной паузой).

В группах начальной подготовки (2, 3 год обучения) занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа, 9 часов в неделю (135 мин. астрономических с двумя релаксационными паузами).

Рекомендуемый состав учебных групп:

спортивно-оздоровительный этап (1 года обучения) – 10-15 человек;

этап начальной подготовки (2,3 года обучения) – 9-12 человек;

 

         Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; восстановительные мероприятия; тестирование и медицинский контроль; участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах.

         Учебный материал программы представлен в разделах, отражающих тот или иной вид подготовки боксеров: теоретическую, физическую, технико-тактическую, психологическую и соревновательную. Представлены разделы, где раскрывается содержание восстановительных мероприятий, в зависимости от года обучения, перечень основных мероприятий по воспитательной работе, а также контрольные и переводные нормативы.

Спортивная тренировка юных спортсменов, в отличие от тренировки взрослых, имеет ряд методических и организационных особенностей.

  1. Тренировочные занятия с юными спортсменами не должны быть ориентированы на достижение в первые годы занятий высокого спортивного результата.
  2. Тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма.
  3. В процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечить гигиену быта, хорошую организацию врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья, подготовленностью занимающихся и их физическим развитием.
  4. Надежной основой успеха юных спортсменов в избранном виде спорта является приобретенный фонд умений и навыков, всестороннее развитие качеств, решение функциональных возможностей организма.
  5. С возрастом и подготовленностью юных спортсменов постепенно уменьшается удельный вес общей физической подготовки и возрастает вес специальной подготовки. Из года в год неуклонно увеличивается рост общего объема тренировочной нагрузки.
  6. Необходимо учитывать особенности построения школьного учебного процесса в планировании спортивной тренировки.

При переводе с этапа на этап учитываются результаты переводного тестирования показателей развития физических качеств и двигательных способностей. На каждом этапе обучения возможен отсев обучающихся, связанный с физическими и психологическими особенностями детей, а также с их желанием заниматься данным видом спорта.

Структура занятия

Каждое занятие состоит из общепринятых на практике частей:

  1. Вводная часть (4-7 минут) содержит мероприятия для организации группы (построение, перекличка, расчет), сообщение о содержании и задачах занятия.
  2. Теоретическая часть (15-30 минут) содержит беседу, предусмотренную программой.
  3. Подготовительная часть (15-20 минут) содержит общеразвивающие, подготовительные и специальные упражнения, выполняемые в разомкнутом строю, бой с тенью.
  4. Основная часть занятия (от 1 до 1,5 часов) содержит упражнения по тактике и технике.
  5. Заключительная часть (5-10 минут) состоит из отвлекающих и успокаивающих упражнений, упражнений для расслабления.

Планирование занятий

При проведении учебно-тренировочных занятий секции необходимо реализовать следующие основные положения;

  • непрерывность процесса тренировки;
  • четкое определение задач и содержания учебно-тренировочных занятий по отдельным периодам и этапам тренировочного года;
  • определение для каждой группы занимающихся средств и методов физической, технической, тактической и теоретической подготовки в соответствии с их спортивной квалификацией и задач по росту спортивного мастерства;
  • определение содержания и средств морально-волевой и психологической подготовки занимающихся;
  • четкая организация воспитательной работы;
  • организация врачебного и педагогического контроля;
  • определение для каждой группы плана подготовки и участия в календарных соревнованиях года;
  • установление уровня тренировочных и соревновательных нагрузок для отдельных групп занимающихся.

Контрольные нормативы по общей физической подготовке

Процесс повышения уровня физической подготовки и развития физических качеств немыслим без систематического педагогического контроля. Действенным средством контроля является выполнение контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке

Группы новичков (первый год занятий)

1.   Бег 100 м - 14,5 с

2.   Бег 800 м - 2 мин 40 с

3.   Прыжки в длину с разбега - 4,00 м

4.   Подтягивание на перекладине - 8 раз

5.   Отжимание в упоре лежа  - 10 раз

Группы боксеров второго года обучения

1.   Бег 100 м - 14,0 с

2.   Бег 1500 м - 6 мин 30 с

3.   Прыжки в длину с разбега - 4,30 м

4.   Подтягивание на перекладине при массе тела боксера: до 60 кг - 10 раз, до 71 кг - 8 раз, свыше 71 кг - 6 раз

5.   Отжимание в упоре лежа - 12 раз

Группы боксеров третьего года обучения

1.   Бег 100 м - 13,6 с

2.   Бег 1500 м - 5 мин 10 с

3.   Прыжки в длину с разбега - 4,50 м

4.   Подтягивание на перекладине при массе тела боксера: до 60 кг - 12 раз, до 71 кг - 10 раз, свыше 71 кг - 8 раз.

Контрольные упражнения по технической подготовке

Контрольные технические нормативы устанавливаются в соответствии с  характеристикой боксера: какими ударами и защитами он предпочитает  пользоваться, какие приемы удаются ему лучше других; что успешнее у него получается — атака или контратака, бой на дальней, средней или ближней дистанциях, одиночные, двойные или серия ударов. Одним из показателей уровня спортивной подготовленности является результат соревнований.

Группы новичков (первый год обучения). Передвижение в боевой стойке одиночными и слитыми шагами в различных направлениях (без партнера). Передвижение перед партнером на дальней дистанции для определения боевого расстояния, с которого можно нанести удар с шагом вперед, назад и все стороны. Атака и контратака одиночными, двойными ударами и защитные действия (приемы) на дальней дистанции. Упражнения в ударах на снарядах.

Группы второго года обучения. Передвижение перед партнером в собранной боевой стойке на средней дистанции для определения расстояния, с которого можно нанести удар без шага. Различные сочетания ударов и защит на средней и ближней дистанциях, умение контратаковать. Вход в среднюю и ближнюю дистанции. Приемы боя против левши на дальней и средней дистанциях. Упражнения в ударах на боксерских снарядах.

Группы третьего года обучения. Приемы и способы боя во всех дистанциях, их тактические применения. Маневренность и передвижение по рингу, умение атаковать и контратаковать в различных ситуациях боя. Ведение боя с боксерами, отличающимися той или иной направленностью своей манеры и тактики.

 

Учебный план

образовательной программы по боксу.

 

 

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов по годам обучения

Спортивно-оздоровительный этап

Начальной подготовки

(1 год)

Начальной подготовки

(2 год)

1.

Теория.

4

11,5

11,5

1.1.

История бокса

1

2,5

3

1.2.

Оборудование и снаряжение боксера

0,5

-

 

1.3.

Гигиена боксера

1

2

2

1.4.

Врачебный контроль, самоконтроль

0,5

1

1,5

1.5.

Правила оказания первой медицинской помощи

1

2,5

2,5

1.6.

Правила и организация соревнований

-

3

2

1.7.

Единая всероссийская спортивная классификация

-

0,5

0,5

2.

Практика.

212

312,5

312,5

2.1.

Общая физическая подготовка

90

110

93

2.2.

Специальная физическая подготовка

56,5

80

82

2.3.

Технико-тактическая подготовка.

60

97

104

2.4.

Соревновательная подготовка

-

17

25

2.5.

Контрольные занятия

5,5

8,5

8,5

Итого:

216

324

324

 

Содержание программы

Теория.

 

Название темы

Краткое содержание темы

1

История развития бокса.

История бокса. Чемпионы и призеры первенств мира, Европы и России

2

Оборудование и снаряжение.

Оборудование спортивного зала. костюм боксера, уход за ним, специальное снаряжение, правила ухода за снаряжением и оборудованием. Оборудование для занятий боксом: боксерские груши, мешки, специальные тренажеры.

 

3

Гигиена боксера.

Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом. Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений. Значение и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой и солнцем.

4

Правила и организация соревнований по боксу

Правила соревнований по боксу. Организация соревнований и их проведение.

5

Врачебный контроль и самоконтроль.

Сущность самоконтроля и его роль в занятиях спортом. Дневник самоконтроля, его форма и содержание.

6

Оказание первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при различных травмах, растяжениях вывихах. Профилактика травматизма.

7

Единая всероссийская спортивная классификация

Основные сведения о ЕВСК. Условия выполнения требований и норм ЕВСК.

 

 

Содержание программы I года обучения

 

Практика.

Общая физическая подготовка:

Обще развивающие упражнения без предметов. Движения руками, ногами, туловищем, головой в различных направлениях. Ходьба на носках, пятках, на внутренней и внешней стороне стопы, в полуприсяде, приседе в различных направлениях в сочетании с бегом и прыжками.

Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания-разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки на месте и в движении, круговые движения.

Упражнения для мышц шеи:наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.

Упражнения для туловища: наклоны, повороты и вращения туловища в различных исходных положениях, в положении лёжа – поджимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища. Поднимание и опускание прямых ног и согнутых ног в положении сидя, в висе. Переход из положения лёжа на спине в сед и обратно. Смешанные упоры и висы лицом и спиной вниз. Угол в исходном положении – лёжа и сидя. Разнообразные сочетания этих упражнений.

Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, выпады с дополнительными пружинящими движениями, прыжки, прыжки с поворотами на 180, 360 градусов. Поднимание на носки, сгибание ног в тазобедренном и коленном суставе, приседания на обеих ногах и на одной ноге, отведения и приведения, махи ногой в переднем, заднем, боковых и промежуточных направлениях. Выпады, пружинистые покачивания в выпаде, подскоки в различных исходных положениях ног (на ширине плеч, одна вперёд другой и т.д.). Сгибание и разгибание ног в смешанных висах упорах. Прыжки, многоскоки, передвижение в боксёрской стойке.

Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах – повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, перетаскивание, приседания, приседания с партнёром, переноска партнёра на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.

Упражнения для воспитания гибкости: без партнера, с партнером, с гимнастической палкой. Упражнения для воспитания ловкости: кувырки, стойки, перевороты. Упражнения на равновесие. Упражнение для развития силы: с собственным весом, с отягощениями.

         Игры: баскетбол, регби, футбол, пятнашки и др.

Упражнения для воспитания выносливости: бег, прыжки со скакалкой.

         Упражнения для воспитания быстроты прыжки, метания, бег челночный, эстафеты. Упражнения для воспитания волевых качеств: смелости, выдержки, настойчивости, решительности, инициативности. Для воспитания моральных качеств: дисциплинированности, коллективизма, трудолюбия.

Упражнения с предметами. Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки с вращением скакалки вперёд, назад, на одной и обеих ногах, прыжки с поворотом, прыжки в приседе и полуприсяде.

Упражнения с отягощением:упражнения с набивными мячами – броски, ловля в различных исходных положениях (стоя, сидя, лёжа), с поворотами и приседаниями.

Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.

Специальная физическая подготовка.

Упражнения на снарядах: лапах, мешках, грушах, с набивными мячами, резинками, подушками, экспандерами, блоками с грузами. Имитационные упражнения, бой с тенью.

Игры для развития специальных физических качеств: «Петушиный бой», «Всадники», «Пятнашки ногами», «Перетягивание в круге», «Выталкивание из круга», «Цыганская борьба», «Чехарда», «Перетягивание через черту», «Затаскивание в круг».

         Технико-тактическая подготовка

Техника ударов, защит, контрударов и ложных действий на дальней, средней и ближней дистанциях. Техника комбинированных действий. Особенности техники боксеров-левшей и ведущих бой с ними.

Основные элементы боксерской техники: Боевая стойка, ее определение, назначение, факторы, обуславливающие боевую стойку, передвижения. Основные требования, предъявляемые к передвижениям, виды передвижений в боксе, техника выполнения передвижений и ее зависимость от различных факторов.

Удары, их структура, определяемая видом удара, целью нанесения ударов. Классификация ударов (атакующие, контратакующие, ответные, серии ударов, комбинации). Положение кулака при выполнении ударов.

Планирование боя. Элементы тактики: разведка, принятие проведение решений, страховка от неожиданности и случайности. Тактические ситуации в бою. Тактические действия боксера: наступательные и оборонительные (маневрирование, финты, атаки, защиты и контратаки). Тактические особенности ведения боя на дальней, средней и ближней дистанции.

Контрольные занятия.

Сдача контрольных нормативов три раза в год - сентябрь, декабрь, май. (см. приложения).

 

Содержание программы II года обучения

Практика.

Общая физическая подготовка:

Обще развивающие упражнения без предметов. Движения руками, ногами, туловищем, головой в различных направлениях. Ходьба на носках, пятках, на внутренней и внешней стороне стопы, в полуприсяде, приседе в различных направлениях в сочетании с бегом и прыжками.

Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания-разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки на месте и в движении, круговые движения.

Упражнения для мышц шеи:наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.

Упражнения для туловища: наклоны, повороты и вращения туловища в различных исходных положениях, в положении лёжа – поджимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища. Поднимание и опускание прямых ног и согнутых ног в положении сидя, в висе. Переход из положения лёжа на спине в сед и обратно. Смешанные упоры и висы лицом и спиной вниз. Угол в исходном положении – лёжа и сидя. Разнообразные сочетания этих упражнений.

Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, выпады с дополнительными пружинящими движениями, прыжки, прыжки с поворотами на 180, 360 градусов. Поднимание на носки, сгибание ног в тазобедренном и коленном суставе, приседания на обеих ногах и на одной ноге, отведения и приведения, махи ногой в переднем, заднем, боковых и промежуточных направлениях. Выпады, пружинистые покачивания в выпаде, подскоки в различных исходных положениях ног (на ширине плеч, одна вперёд другой и т.д.). Сгибание и разгибание ног в смешанных висах упорах. Прыжки, многоскоки, передвижение в боксёрской стойке.

Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах – повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, перетаскивание, приседания, приседания с партнёром, переноска партнёра на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.

Упражнения для воспитания гибкости: без партнера, с партнером, с гимнастической палкой. Упражнения для воспитания ловкости: кувырки, стойки, перевороты. Упражнения на равновесие. Упражнение для развития силы: с собственным весом, с отягощениями.

         Игры: баскетбол, регби, футбол, пятнашки и др.

Упражнения для воспитания выносливости: бег, прыжки со скакалкой.

         Упражнения для воспитания быстроты прыжки, метания, бег челночный, эстафеты. Упражнения для воспитания волевых качеств: смелости, выдержки, настойчивости, решительности, инициативности. Для воспитания моральных качеств: дисциплинированности, коллективизма, трудолюбия.

Специальная физическая подготовка.

Упражнения на снарядах: лапах, мешках, грушах, с набивными мячами, резинками, подушками, экспандерами, блоками с грузами. Имитационные упражнения, бой с тенью.

Игры для развития специальных физических качеств: «Петушиный бой», «Всадники», «Пятнашки ногами», «Перетягивание в круге», «Выталкивание из круга», «Цыганская борьба», «Чехарда», «Перетягивание через черту», «Затаскивание в круг».

Упражнения для развития координации движений. Разнонаправленные движения рук и ног. Опорные и безопорные прыжки с мостика и трамплина с поворотом и без поворота. Акробатические упражнения, перекаты вперёд, перекаты вперёд и назад, в стороны, в группировке вперёд, назад и в стороны, одиночные и сериями в различных сочетаниях (с места, с ходу и с прыжка), переворот в строну, стойка на лопатках, то же самое, согнувшись, стойка на голове и руках, стойка на руках. Равновесие на скамейке, прыжки с изменением положения тела в фазе полёта, повороты, сальто. Соскоки с поворотами с брусьев и перекладины. Жонглирование несколькими теннисными мячами.

Упражнения с предметами. Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки с вращением скакалки вперёд, назад, на одной и обеих ногах, прыжки с поворотом, прыжки в приседе и полуприсяде.

Упражнения с отягощением:упражнения с набивными мячами – броски, ловля в различных исходных положениях (стоя, сидя, лёжа), с поворотами и приседаниями.

Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.

         Технико-тактическая подготовка.

Техника ударов, защит, контрударов и ложных действий на дальней, средней и ближней дистанциях. Техника комбинированных действий. Особенности техники боксеров-левшей и ведущих бой с ними.

Индивидуальные варианты техники бокса. Основные элементы боксерской техники: Боевые дистанции, их определение и характеристики.

Удары, их структура, определяемая видом удара, целью нанесения ударов. Классификация ударов (атакующие, контратакующие, ответные, серии ударов, комбинации). Происхождение терминологии ударов.

Тактика как искусство ведения боя па ринге. Значение тактики для достижения успеха. Планирование боя. Элементы тактики: разведка, принятие проведение решений, страховка от неожиданности и случайности. Характеристика тактических задач на ринге. Тактические ситуации в бою.

Тактические действия боксера: наступательные и оборонительные (маневрирование, финты, атаки, защиты и контратаки). Тактические особенности ведения боя на дальней, средней и ближней дистанции. Тактическая организация боя: предварительное планирование боя и его реализация. Тактика боя при атаках и контратаках: Атаки, построенные по фазам: подготовка атаки, ведущий удар, развитие атаки и выход из боя.

Контратаки, построенные по фазам: защита, соединенная с контрударом, развитие контратаки и выход из боя.

Контрольные занятия:

Сдача контрольных нормативов три раза в год - сентябрь, декабрь, май. (см. приложения).

 

Содержание программы III года обучения

 

Практика.

Общая физическая подготовка:

Обще развивающие упражнения без предметов. Движения руками, ногами, туловищем, головой в различных направлениях. Ходьба на носках, пятках, на внутренней и внешней стороне стопы, в полуприсяде, приседе в различных направлениях в сочетании с бегом и прыжками.

Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания-разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки на месте и в движении, круговые движения.

Упражнения для мышц шеи:наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.

Упражнения для туловища: наклоны, повороты и вращения туловища в различных исходных положениях, в положении лёжа – поджимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища. Поднимание и опускание прямых ног и согнутых ног в положении сидя, в висе. Переход из положения лёжа на спине в сед и обратно. Смешанные упоры и висы лицом и спиной вниз. Угол в исходном положении – лёжа и сидя. Разнообразные сочетания этих упражнений.

Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, выпады с дополнительными пружинящими движениями, прыжки, прыжки с поворотами на 180, 360 градусов. Поднимание на носки, сгибание ног в тазобедренном и коленном суставе, приседания на обеих ногах и на одной ноге, отведения и приведения, махи ногой в переднем, заднем, боковых и промежуточных направлениях. Выпады, пружинистые покачивания в выпаде, подскоки в различных исходных положениях ног (на ширине плеч, одна вперёд другой и т.д.). Сгибание и разгибание ног в смешанных висах упорах. Прыжки, многоскоки, передвижение в боксёрской стойке.

Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах – повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, перетаскивание, приседания, приседания с партнёром, переноска партнёра на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.

Упражнения для воспитания гибкости: без партнера, с партнером, с гимнастической палкой. Упражнения для воспитания ловкости: кувырки, стойки, перевороты. Упражнения на равновесие. Упражнение для развития силы: с собственным весом, с отягощениями.

         Игры: баскетбол, регби, футбол, пятнашки и др.

Упражнения для воспитания выносливости: бег, прыжки со скакалкой.

         Упражнения для воспитания быстроты прыжки, метания, бег челночный, эстафеты. Упражнения для воспитания волевых качеств: смелости, выдержки, настойчивости, решительности, инициативности. Для воспитания моральных качеств: дисциплинированности, коллективизма, трудолюбия.

         Специальная физическая подготовка.

Упражнения на снарядах: лапах, мешках, грушах, с набивными мячами, резинками, подушками, экспандерами, блоками с грузами. Имитационные упражнения, бой с тенью.

Игры для развития специальных физических качеств: «Петушиный бой», «Всадники», «Пятнашки ногами», «Перетягивание в круге», «Выталкивание из круга», «Цыганская борьба», «Чехарда», «Перетягивание через черту», «Затаскивание в круг».

Упражнения для развития координации движений. Разнонаправленные движения рук и ног. Опорные и безопорные прыжки с мостика и трамплина с поворотом и без поворота. Акробатические упражнения, перекаты вперёд, перекаты вперёд и назад, в стороны, в группировке вперёд, назад и в стороны, одиночные и сериями в различных сочетаниях (с места, с ходу и с прыжка), переворот в строну, стойка на лопатках, то же самое, согнувшись, стойка на голове и руках, стойка на руках. Равновесие на скамейке, прыжки с изменением положения тела в фазе полёта, повороты, сальто. Соскоки с поворотами с брусьев и перекладины. Жонглирование несколькими теннисными мячами.

Упражнения с предметами. Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки с вращением скакалки вперёд, назад, на одной и обеих ногах, прыжки с поворотом, прыжки в приседе и полуприсяде.

Упражнения с отягощением:упражнения с набивными мячами – броски, ловля в различных исходных положениях (стоя, сидя, лёжа), с поворотами и приседаниями.

Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.

Технико-тактическая подготовка:

Техника ударов, защит, контрударов и ложных действий на дальней, средней и ближней дистанциях. Техника комбинированных действий. Особенности техники боксеров-левшей и ведущих бой с ними.

Индивидуальные варианты техники бокса. Основные элементы боксерской техники: Боевая стойка, ее определение, назначение, факторы, обуславливающие боевую стойку, передвижения. Техника выполнения передвижений и ее зависимость от различных факторов. Боевые дистанции, их определение и характеристики.

Удары, их структура, определяемая видом удара, целью нанесения ударов. Классификация ударов (атакующие, контратакующие, ответные, серии ударов, комбинации). Происхождение терминологии ударов. Тактика как искусство ведения боя па ринге. Значение тактики для достижения успеха. Планирование боя. Элементы тактики: разведка, принятие проведение решений, страховка от неожиданности и случайности. Характеристика тактических задач на ринге. Тактические ситуации в бою. Тактика, тактическое мышление боксера и его слагаемые: способность быстро воспринимать и перерабатывать информацию, прогнозировать действия соперника, находить оптимальные варианты тактических решений.

Тактические действия боксера: наступательные и оборонительные (маневрирование, финты, атаки, защиты и контратаки). Тактические особенности ведения боя на дальней, средней и ближней дистанции. Тактическая организация боя: предварительное планирование боя и его реализация. Характеристика манеры боя боксеров: нокаутер, темповик, технически искусный боксер, атакующий боксер, предпочитающий контратаки, боксер-левша.

Тактика боя при атаках и контратаках: Атаки, построенные по фазам: подготовка атаки, ведущий удар, развитие атаки и выход из боя.

Контратаки, построенные по фазам: защита, соединенная с контрударом, развитие контратаки и выход из боя.

Совершенствование защитных действий в условном бою с партнером: произвольное применение различных видов защиты от прямых ударов правой и левой в голову и туловище (удары: одиночные, двойные, серийные); то же с применением контрударов.

Совершенствование подготовительных действий на средней дистанции; совершенствование комбинированных защит.

Совершенствование  основных положений боксера. Совершенствование техники входа на ближнюю дистанцию (в момент атаки противника, при собственной атаке).

Форма боя: разведывательная, наступательная, оборонительная. Характеристика боевых действий на дальней, средней и ближней дистанциях. Тактические действия подготовительные, разведывательные, обманные. Маневренные действия: дистанционный маневр, фронтальный маневр, фланговый маневр. Наступательные действия: атака, контратака Оборонительные действия Индивидуальная манера ведения боя и способы противодействия им.

Основные подготовительные действия перед атакой прямыми ударами в бою на дальней дистанции. Обучение тактическим контратакующим действиям прямыми ударами в бою на дальней дистанции. Вызов на драку и контратака прямыми ударами на дальней дистанции.

Совершенствование техники передвижений. Прямые удары, боковые удары и удары снизу и их совершенствование.

Одиночные двойные, повторные удары. Комбинации из 2, 3 и 4-х ударов - серии ударов и методика их совершенствования.

Защиты с помощью рук, туловища, ног их совершенствование.

Активно-оборонительные действия. Наступательные действия и их совершенствование. Совершенствование ответных и встречных контратак, «вызовов» и перехватов.

Совершенствование тактических действий в комбинационном бою.

Контрольные занятия:

Сдача контрольных нормативов три раза в год - сентябрь, декабрь, май. (см. приложения).

 

Организационно-методические указания

 

Чтобы учебно-тренировочная работа обеспечила высокий уровень здоровья занимающихся, овладение техникой и тактикой бокса, воспитание моральных и волевых черт характера, развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), ее надо соответствующим образом планировать, организовывать и методически правильно проводить в различных группах. Воспитательная работа планируется в мероприятиях коллектива физической культуры, спортивного клуба, но осуществляется главным образом в процессе занятий секции и участия в соревнованиях.

Основной формой проведения учебно-тренировочных занятий является тренировочное занятие. Четкая организация занятий, соблюдение порядка при проведении упражнений содействуют организованности и дисциплине занимающихся. Каждое занятие должно быть заранее и тщательно разработано с учетом состава и квалификации занимающихся, места и условий его проведения. Соответственно подбираются средства, методика обучения и совершенствования спортивного мастерства занимающихся.

Теоретический материал следует излагать в кратких беседах (15-20  мин) с демонстрацией наглядных пособий (лучше учебных кинофильмов). В учебных группах II и I разрядов теоретические занятия должны носить более углубленный характер. Беседы по вопросам гигиены, врачебного контроля и первой медицинской помощи желательно проводить врачу.

Как правило, на всех тренировочных занятиях следует широко применять  средства и упражнения общей и специальной физической подготовки. Занятия, целиком посвященные общей и специальной физической подготовке должны проводиться во все периоды учебно-тренировочной работы, но особенно в подготовительном и переходном. Чтобы добиться технического мастерства, необходимо регулярно сочетать учебно-тренировочные занятия по боксу с занятиями другими видами спорта: легкой атлетикой, гимнастикой, плаванием и особенно спортивными играми.

Как правило, спортивная подготовленность начинающих боксеров примерно одинакова. После года обучения боксеры начинают несколько отличаться друг от друга технической и тактической  подготовленностью. Наступает время индивидуализации тренировки. Сначала незначительно, а по мере приобретения опыта боксерами и проявления одними больших умений и способностей по сравнению с другими планирование следует все больше индивидуализировать.

Одним следует больше обратить внимания на физическую подготовку, другим — на совершенствование технического или тактического мастерства и т. д. Для группового планирования остаются одни и те же принципы  учебно-тренировочного процесса, но содержание тренировок несколько отличается. Как в ходе всей тренировки, так и на отдельных ее этапах определяются средства для решения поставленных задач, устанавливаются этапы тренировочного процесса, примерное количество занятий, тренировочные нагрузки, контрольные нормативы и т. п.

Спортивно-оздоровительный этап.

Основная цель этого этапа: обеспечение отбора, физической и координационной готовности к простейшим упражнениям. На протяжении спортивно-оздоровительного этапа подготовки начинающие юные спортсмены должны познакомится с техникой нескольких видов: легкой атлетики, акробатики, игровых и единоборных видов спорта. Школьники в настоящее время ограничиваются двумя обязательными уроками физкультуры в неделю. При таком объеме физическая работоспособность практически не растет. Только насыщенный двигательный режим в СО группах даст благоприятные изменения в состоянии здоровья и адаптации организма  детей к физическим нагрузкам, значительно повысит их интерес к занятиям спортом. Для того чтобы значительно повысит работоспособность (физическую и умственную), создать надежные предпосылки к укреплению здоровья, необходимо заниматься не менее шести часов в неделю, с учетом факторов, ограничивающих физическую нагрузку – отсутствие специфических двигательных навыков и адаптации к физическим нагрузкам.

Основные средства тренировочных воздействий:

  • Общеразвивающие упражнения;
  • Подвижные игры и игровые упражнения;
  • Элементы акробатики;
  • Всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;
  • Метание легких снарядов;
  • Спортивно-силовые упражнения.

Основные методы выполнения упражнений: игровой, повторный, равномерный, круговой, соревновательный.

Основные направления тренировки. Спортивно-оздоровительный этап подготовки необходим для создания предпосылок для последующей успешной спортивной специализации. Здесь происходит отбор детей для дальнейших занятий боксом, поскольку именно в это время закладывается основа предпосылок овладения спортивным мастерством. На данном этапе подготовки существует опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма. Поэтому дозировать нагрузку следует очень осторожно. Особенно это относится к упражнениям с отягощениями. Так, детям 7-10 лет доступны упражнения с весом, равным около 20% собственного веса.

Упражнения скоростно-силового характера следует давать небольшими дозами (по 5-8 мин.) с чередованием промежутков активного отдыха.

Основные средства и методы тренировки. Главное средство в занятиях с детьми на этом на этом этапе – подвижные игры. Для обеспечения технической и физической подготовки начинающих спортсменов лучше применять упражнения в комплексе, что дает возможность проводить занятия и тренировки более организованно и целенаправленно. Комплексы желательно сочетать с проведением игр, и игровых упражнений.

Выполнение упражнений, направленных на развитие быстроты, требует интенсивных движений и большого нервного напряжения. Их применяют в начале основной части урока после разминки, когда степень возбуждения центральной нервной системы оптимальна и способствует усвоению двигательных навыков, наиболее трудных по координации. Вслед за комплекса ми на быстроту включают и игровые упражнения, способствующие закреплению этого качества.

Комплексы упражнений, направленные на воспитание силы, используют во второй половине урока, так как к этому периоду наиболее полно проявляются функциональные возможности дыхания, кровообращения и других систем организма. Комплексы упражнений силовой направленности подкрепляют соответствующими силовыми играми и игровыми упражнениями.

В спортивно-оздоровительных группах большое внимание необходимо уделять акробатике, направленной на развитие координационных способностей и вестибулярного аппарата. Обучение техники бокса на этом этапе носит ознакомительный характер и осуществляется на основе обучения базовым элементам: боевые стойки, передвижения, дистанции, прямые одиночные удары и защиты от них.

Особенности обучения на спортивно-оздоровительном этапе. Обучение осуществляется на основе общих методических принципов. В большей степени используются методы обеспечения наглядности (показ упражнений, демонстрация наглядных пособий), методы упражнений – игровой и соревновательный. При изучении общеразвивающих упражнений, комплексов и игр показ должен быть целостным и образцовым, а объяснение – простым. Тренеру нецелесообразно подробно анализировать детали.

Детям необходимо ставить двигательную задачу в конкретной форме, с наглядным объяснением.

Этап начальной подготовки.

Основная цель тренировки: утверждение в выборе спортивной специализации бокс и овладение основами техники.

Основные задачи: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков; постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде спорта; обучение технике бокса; повышения уровня физической подготовки на основе проведения многоборной подготовки; отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий боксом.

Факторы, ограничивающие нагрузку:

1. недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;

2. возрастные особенности физического развития;

 3. недостаточный общий объем двигательных умений.

         Основные средства: 1.подвижные игры и игровые упражнения; 2.общеразвивающие упражнения; 3.элементы акробатики и самостраховки; 4.всевозможные прыжки и прыжковые упражнения; 5.метание; 6.скоростно-силовые упражнения; 7.гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки; 8.введение в школу техники бокса; 9.комплексы упражнений для индивидуальных тренировок.

         Основные методы выполнения упражнений: игровой, повторный; равномерный; круговой; контрольный; соревновательный.

         Основные направления тренировки. Этап НП один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством в избранном виде. Однако здесь, как ни на каком другом этапе подготовки, имеется опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма. Дело в том, что у детей этого возраста существует отставание в развитии отдельных вегетативных функций организма. На этапе НП целесообразно выдвигать на первый план разностороннюю физическую подготовку и целенаправленно развивать физические качества путем специально подобранных комплексов упражнений и игр с учетом подготовки спортсмена. Тем самым достигается единство общей и специальной подготовки. А также включать в программу занятий комплексы упражнений, близких по структуре к избранному виду спорта. Причем воздействие этих упражнений должно быть направленно на дальнейшее развитие физических качеств, необходимых для эффективных занятий боксом.

Особенности обучения. Одной из задач занятий на первом году является овладения основами техники избранного вида спорта. При этом процесс обучения должен проходить концентрированно, без больших пауз, т.е. перерыв между занятиями не должен превышать трех дней. Эффективность обучения упражнениям находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств детей и подростков. Применение на начальном этапе занятий спортом в значительном объеме упражнений скоростно-силового характера, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более успешному формированию и закреплению двигательных навыков. Игровая форма выполнения упражнений соответствует возрастным особенностям детей и позволяет успешно осуществлять начальную спортивную подготовку юных спортсменов.

 

Составляя индивидуальный план подготовки боксера, тренер, прежде  всего учитывает состояние его здоровья, общее физическое развитие, уровень спортивного мастерства и степень тренированности, условия быта и учебы, медицинские, функциональные показатели и условия для проведения тренировок.

Перспективное планирование для группы и для каждого боксера в отдельности, как правило, составляется в промежутках между крупными соревнованиями. В перспективном плане отражены некоторые данные, являющиеся основанием к составлению годичного плана подготовки: календарный план соревнований, нормативы по специальным упражнениям и общей физической подготовке.

При составлении перспективного плана тренер учитывает особенности основных соревнований, ставит задачи по расширению функциональных возможностей, комплекса технических средств, улучшению навыков и других сторон спортивного мастерства. В каждом этапе последовательно решаются определенные вопросы обучения и совершенствования.

Так, на первом этапе ставятся задачи подготовки и участия в ряде соревнований, освоение новых форм технико-тактических средств, совершенствование излюбленных приемов ведения боя, развитие определенных физических качеств.

На втором этапе — участие в более ответственных соревнованиях, повышение  требований не только к физической, технической и тактической  подготовке, но и психологической.

Третий этап может быть заключительным в перспективной подготовке перед основным соревнованием (первенство Европы или олимпийские игры). На этом этапе боксер испытывает не только нервные максимальные и физические напряжения, но и борется за место в команде для участия в этих соревнованиях. При четырех этапах последний является заключительным перед основным спортивным мероприятием, допустим, учебно-тренировочный сбор.

В периодическом плане предусматриваются более конкретные задачи в развитии физических качеств, технических и тактических навыков с указанием средств и методов подготовки, содержания и степени  нагрузки в каждой тренировке, с учетом изменившихся условий, состояния здоровья боксера, особенностей соревнований, к которым готовится спортсмен.

Текущий план составляется на время определенного мероприятия, например сбора. Процесс тренировки спортсмена состоит из трех периодов:  подготовительного, основного (или соревновательного) и переходного. Продолжительность и содержание периодов зависят от мероприятий календаря соревнований и их характера (матчевые встречи или турниры).

 

Учет возрастных особенностей при обучении боксу

 

Организм подростка развивается и имеет свои специфические особенности, которые и обуславливают методику обучения. У юношей 14 – 15 летнего возраста усиленно развиваются железы внутренней секреции (до 18 лет),  интенсивно увеличивается вес и рост. Развиваются все системы и ткани, увеличивается энергетический обмен. Однако костные и соединительные ткани подростка еще недостаточно крепки, процесс окостенения скелета, трубчатых костей, хрящей носа далеко не завершен, вестибулярный аппарат не вполне развит. У многих наблюдается скованность, неточная координация движений. Она обусловлена тем, что трубчатые кости растут в длину гораздо быстрее, чем мышцы. Поэтому мышцы постоянно находятся в натянутом состоянии и тонус их несколько повышен. У подростков процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, у них усиленно развивается интеллект и формируется характер. Появляются чувства патриотизма, коллективизма, дружбы, справедливости и т.д. Как же следует учитывать возрастные особенности при обучении боксу?

Прежде всего, в связи с тем, что связки кистей рук и локтевых суставов еще не окрепли, на занятиях во время условных вольных боев надо запретить грубые действия и сильные удары. Необходимо внимательно наблюдать за боевыми упражнениями, особенно не следует давать упражнений, требующих больших усилий. Надо осторожно применять силовые упражнения, соблюдая строгую дозировку и постепенность в увеличении нагрузок, избегая медленных движений и статически напряженных упражнений. Упражнения на силу следует чередовать с упражнениями на расслабление и быстроту. Из силовых упражнений рекомендуются всевозможные упоры в различных положениях, упражнения в сопротивлении партнеру, подтягивания. Упражнения с набивными мячами, легкими гантелями.

О выносливости и нагрузках. Отклонения от нормы в деятельности сердечно-сосудистой системы обязывают преподавателей чрезвычайно осторожно подходить к развитию выносливости. Для развития выносливости можно применять спортивную ходьбу и бег, общеразвивающие  и имитационные упражнения при ходьбе, упражнения со скакалкой.

Для развития выносливости в подготовительной части урока можно проводить вольную борьбу в стойке. Упражнения в подготовительной части урока не следует выполнять в очень стремительном темпе, необходимы передышки, разные по характеру упражнения следует чередовать друг с другом, выполняя между ними упражнения для дыхания и расслабления. Большое значение для развития выносливости имеет умение правильно и глубоко дышать. В начале обучения упражнения в перчатках не должны длиться больше 25-30 минут. Вольный бой лучше проводить не более двух-трех раундов, причем ему не должна предшествовать большая нагрузка в упражнениях с партнером и условном бою. Через четыре-пять месяцев занятий количество упражнений можно постепенно увеличивать на несколько раундов, следя за тем, чтобы обучающиеся сильно не уставали.

Обучение техники и тактике. При обучении технике и тактике бокса необходимо учитывать способность подростков к подражанию, обучать ограниченному кругу элементов бокса, которыми бы они в совершенстве овладели, точно и быстро в условиях боя. У новичков-подростков следует развивать координацию специальных упражнений, используя как можно чаще упражнения без перчаток. При выполнении боевых упражнений юные боксеры усваивают технику прямых ударов, основных защит от них, овладевают умением легко вести бой на дальней дистанции при помощи этих средств. Из тактических действий изучают основные маневрирования на дальней дистанции, финты, ложные действия. Если с самого начала обучения приучить ребят обыгрывать партнера в упражнениях в парах, условных и тренировочных боях, обыгрывать во всем: в быстроте и тонкости маневра, в быстроте и точности ударов и защит, в применении ложных действий, в использовании всевозможных обманов, вот тогда юные боксеры будут с интересом относиться к боксу и это будет способствовать воспитанию у них боевого мышления.

Режим боксера – школьника

Особое внимание необходимо обращать на режим и правильный распорядок дня боксера-школьника. Разумное распределение времени на учебу, отдых и спорт поможет ему стать настоящим спортсменом.

Ежедневно утром необходимо делать зарядку (15-20 минут) и, если можно, небольшую пробежку (1-2 км) в парке или в лесу, после чего помыться холодной водой до пояса и затем растереться сухим полотенцем. Питаться следует в одно и тоже время не менее трех раз в день: утром в 7.30 – 8.00 часов, днем в 14.00 – 14.30, а вечером не позднее, чем за два часа до сна. Днем на перемене и вечером часов в 17.00 неплохо выпить кофе, компот или молока и съесть бутерброд. Есть нужно за два-три часа до тренировки, которую следует заканчивать не позднее 20 часов 30 минут. Ужин не должен быть обильным. В рацион надо вводить большое количество овощей, фруктов или искусственных витаминов (особенно витамина С). Ложиться спать следует не позднее 23.00 часов и вставать в 7.00 часов утра. Спать нужно в проветренном помещении. В дни тренировок уроки рекомендуется делать до занятий в секции. В воскресные дни обязательно надо больше быть на свежем воздухе, гулять, делать пробежки. Раза два в неделю следует заниматься каким-либо дополнительным видом спорта (коньки, лыжи, плавание, баскетбол). Тренер обязан систематически внушать и напоминать юным спортсменам, чтобы они строго соблюдали режим, экономило время для учебы, занятий спортом и культурного отдыха.

 Литература:

 

1. Атилов А.А. Школа бокса для начинающих / А.А. Атилов. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. – 221с. (Мастер боевых искусств).

 

2. Батацци М.К. Лучшие игры на улице / М.К. Батацци. – Яр.: ОАО «Ярославский полиграфкомбинат», 2006. – 110 с.

 

3. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я. С. Вайнбаум, В. И. Коваль, В. А. Радионова. – 3-е изд., стер. – М.: Изательский центр «Академия», 2005. – 240 с.

 

4. Детские подвижные игры / под ред. Е.В. Конеевой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 251 с.: ил. – (Мир вашего ребенка).

 

5. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. 5-11 кл.: Метод. пособие.-2-е изд., стереотип. / Ю.Г. Коджаспиров. - М.: Дрофа, 2004.-176 с. (Библиотека учителя).

 

6. Кузнецов В.В. Бокс в школе: Учебно–методическое пособие / В.В. Кузнецов. – Кемерово: ОблИУУ, 1996. – 124 с.

 
 

7. Кузнецов В.В. На ринге-боксеры Кузбасса / В.В. Кузнецов. – Кемерово, 1998. - 180 с.

 

8. Остьянов В. Н., Гайдомак И.И. Бокс ( обучение и тренировка) / В.Н. Остьянов, И. И. Гайдомак. - Киев: Олимпийская литература, 2001.-239 с.

 

9. Подойницын В.В. Школа бокса и кикбоксинга клуба «Боец» кн.1. Начальное обучение. Спортивное совершенствования / В.В. Подойницын. – Новосибирск: «Советская Сибирь», 1997. – 133 с.

 

10. Сафонов Л.П. Краткий словарь педагогических терминов / Л.П. Сафонов. – Новокузнецк: АО «Новокузнецкий полиграфкомбинат», 1994. – 63 с.

 

11. Щитов В.К. Бокс для начинающих/ В.К Щитов. - М.:ФАИР-ПРЕСС,2002. - 448 с.: ил. - (Спорт)

 

 

 

 

Версия для слабовидящих