Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Спортивная школа № 7»
Образовательная программа
«Здоровье»
(дополнительные образовательные услуги для детей возраста 7-18 лет )
срок реализация программы 2 года
Автор-составитель:
Педагог дополнительного
образования:
Суетина Надежда Николаевна
Пояснительная записка
Программа общей физической подготовки «Здоровье» составлена на основании нормативных документов Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (№ 233 от 07.03.95г., № 212 от 22.02.97г.), правил внутреннего трудового распорядка, Устава ДЮКФП № 6. В основу программы заложен Типовой план-проспект учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и УОР), утвержденный приказом Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28 июня 2001 г. № 390.
Программа общей физической подготовки направлена на общее развитие и укрепление организма школьника, повышение функциональных возможностей всех органов систем, развитие двигательной мускулатуры, улучшение координационной способности и осанки.
Систематические занятия не только позволяют повысить уровень мышечной тренированности и улучшить состояние сердечно-сосудистой системы, но и доставляют огромное удовольствие занимающимся: умение управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений, возможность проявить силу и гибкость тела – все это способствует развитию сенсорной и двигательной сфер формированию чувства собственного достоинства.
В программу общей физической подготовки заложена идея всестороннего физического развития, предусматривает развитие у обучающихся чувства дисциплины, ответственности за своё здоровье.
Общая физическая подготовка может реализовываться средствами различных спортивных дисциплин, так как в каждом виде спорта на этапе начальной подготовки основная роль отводится упражнениям, связанным со спецификой избранной спортивной специализации, но направленной на общее физическое развитие, укрепление органов и систем организма, повышение его функциональных возможностей.
Поэтому содержание данной образовательной программы включает основные направления общей физической подготовки, которая может осуществляться средствами разных видов спорта с учетом интересов школьников для привлечения максимального количества детей к занятиям физической культурой.
Содержание занятий по программе общей физической подготовки разнообразно: оно содействует активации двигательного режима школьников, помогает занять их досуг, улучшает общую физическую подготовленность.
Занятия общей физической подготовкой помогают воспитывать волевые качества, поскольку выполнение многих упражнений связано с преодолением различного рода трудностей. Данная образовательная программа способствует формированию таких качеств как смелость, решительность и настойчивость.
Содержание программы включает собственно общую физическую подготовку и способствует совершенствованию и закреплению двигательных навыков и умений. Для активизации интереса и мотивации к систематическим занятиям спортом включаются элементы специфики различных видов спорта (легкая атлетика, футбол, гандбол, единоборства, регби и т.д.). Следовательно, учебно-тематическое планирование может быть вариативным, но в рамках учебного плана программы. Допускается варьирование средств физической подготовки в зависимости от специфики профилирующего вида спорта, условий и возможностей. Но, не рекомендуется планировать объемы специализированной подготовки более 20-30 % к общему объему годовой учебной нагрузки.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что она может являться как самостоятельной образовательной программой, так и спортивно-оздоровительным этапом для любой из образовательных программ учреждения.
Целью данной программы является формирование нравственной и физически развитой личности обучающегося через:
- Вовлечение широких масс детей и подростков в занятия спортом;
- Формирование потребности к систематическим занятиям спортом.
- Укрепление здоровья учащихся.
Реализация поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
- обеспечивать разностороннюю физическую подготовку;
- способствовать формированию стойкого интереса к занятиям спортом;
- укреплять здоровье посредством систематических занятий физической культурой.
- формировать знания, умения, навыки в области физкультуры и спорта
Принципы программы:
- Принцип комплексности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, теоретической подготовки, воспитательной работы).
- Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения.
- Принцип вариативности предусматривает вариативность учебного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств, направленных на решение определенных педагогических задач.
Организация образовательного процесса.
Программа предназначена для детей от 7 до 21 лет и рассчитана на два года обучения. Принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Обучающиеся могут распределяться по годам обучения с учетом возраста, уровня спортивной и общефизической подготовленности, которые определяются по результатам сдачи контрольных нормативов.
Группы первого года обучения формируются из 10-15 человек в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Группы второго года обучения могут состоять из 10-12 человек.
Год обучения |
Число учащихся в группе |
Кол-во часов в неделю |
1 |
10-15 |
6 |
2 |
10-12 |
6 |
Занятие состоит из 2 учебных часов (90 минут астрономического времени с релаксационной паузой).
Структура занятия.
Каждое занятие состоит из общепринятых на практике частей: вводная, основная и заключительная.
- Вводно-подготовительная часть (15-20 мин) содержит мероприятия для организации группы (построение, перекличка, расчёт), сообщение о содержании и задачах занятия, разминку. Может включать теоретический материал.
- Основная часть (до 60 мин).
- Заключительная часть (5-10 мин) состоит из отвлекающих, успокаивающих упражнений, упражнений для расслабления.
Диагностика результатов образовательного процесса.
Оценка результативности образовательного процесса происходит по следующим критериям:
- Улучшение показателей по выполнению контрольного норматива;
- Положительные результаты по теоретическому материалу.
Контрольный норматив представляет собой тестирование основных физических данных и выступает средством диагностирования начального уровня физической подготовки и уровня, достигнутого за определённый период времени. Выполнение контрольных нормативов предусматривается 2 раза в год:
- сентябрь (с целью определения начального уровня подготовки);
- май (констатирующая рубежная диагностика).
Качество усвоения теоретического материала определяется с помощью собеседования на контрольном занятии в конце учебного года.
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного процесса, обучающиеся должны
знать:
- о физической культуре человека и общества;
- о гигиене тренировочных занятий;
- о режиме и питании;
- о правилах безопасности при занятиях спортом;
- основные теоретические сведения по виду спорта
уметь:
- выполнять комплексы общеразвивающих упражнений;
- проводить разминку, стрейтчинг;
- играть в подвижные и спортивные игры, включенные в содержание программы;
- организовывать подвижные и спортивные игры со сверстниками.
иметь навыки:
- основные двигательные навыки согласно возрастным особенностям (бег, прыжки, кувырки и т. д.);
- навыки владения спортинвентарем (мячом, скакалкой, обручем и т.д.);
- гигиенические навыки.
Учебный план
программы по общей физической подготовке «Здоровье».
Темы и разделы |
Количество часов |
|
I год обучения |
II год обучения |
|
|
20 |
26 |
|
142 |
122 |
|
50 |
64 |
|
4 |
4 |
Всего: |
216 |
216 |
Содержание программы.
1. Теоретические занятия
Наименование тем, разделов тем |
Год обучения |
|
1 |
2 |
|
1.1. Физическая культура человека и общества: |
||
- физическая культура в развитии и воспитании человека, ее роль в формировании здорового образа жизни; |
+ |
+ |
- Олимпийские игры в Древней Греции и современное Олимпийское движение; |
+ |
|
- возникновение и развитие физической культуры человека; развитие физической культуры в России; |
|
+ |
1.2. Естественно-культурные основы физического развития и воспитания личности: |
||
- гигиенические основы организации занятий физическими упражнениями, закаливающих процедур, питания, режим дня; |
+ |
+ |
- человек как биологическая система; опорно-двигательный аппарат и его роль в осуществлении движений человека; |
+ |
|
- предупреждение травм при выполнении физических упражнений; |
+ |
+ |
- роль нервной системы в управлении движениями, система дыхания, кровообращения и энергообмена в обеспечении мышечной деятельности; |
|
+ |
- влияние занятий физическими упражнениями на развитие основных систем и функций организма. |
|
+ |
1.3. Социально-психологические основы физического развития и воспитания личности: |
||
- использование физических упражнений для повышения учебно-трудовой активности и воспитания личностно-значимых качеств и свойств личности (воли общительности, организованности, дисциплинированности); |
+ |
|
- эмоциональные состояния человека и формы их проявления при занятиях физическими упражнениями и спортом; |
|
+ |
- регуляция эмоциональных и психических состояний средствами физической культуры и спорта. |
|
+ |
1.4. Основы развития психофизических способностей человека и формирование здорового образа жизни: |
||
- физические способности и их использование в жизнедеятельности человека. Особенности эффективного выполнения двигательных действий (двигательные умения и навыки); |
+ |
|
- двигательные действия в развитии физических способностей человека; |
|
+ |
- использование физических упражнений для формирования правильной осанки, коррекция телосложения, организация активного отдыха и индивидуального стиля жизни. |
+ |
+ |
1.5. Основные теоретические сведения по специализации |
||
- развитие вида спорта в России; |
+ |
|
- правила соревнований ; |
|
+ |
- самоконтроль и восстановительные мероприятия; |
|
+ |
- основы судейской терминологии; |
+ |
|
- значение общей и специальной физической подготовки Основы техники и тактики. |
|
+ |
2. Общая физическая подготовка:
Наименование темы, разделов тем |
Год обучения |
|
1 |
2 |
|
2.1 Строевые упражнения |
||
- Построение, расчет |
+ |
+ |
- Ходьба в строю |
+ |
+ |
- Повороты на месте и в движении |
+ |
+ |
- Перестроение на месте и в движении |
+ |
+ |
- Размыкание в строю |
+ |
+ |
- Построение в колонну по одному |
+ |
+ |
- Построение в шеренгу |
+ |
+ |
- Размыкание в стороны и вперед |
+ |
+ |
- Повороты на месте направо, налево прыжком и переступанием |
+ |
+ |
- Переход на разновидности ходьбы и бега |
+ |
+ |
- Изменение скорости, движения |
+ |
+ |
2.2 Общие развивающие упражнения (ОРУ) |
||
Упражнения для рук и плечевого пояса: - Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа, во время ходьбы и бега) |
+ |
+ |
- Сгибание и разгибание рук |
+ |
+ |
- Вращения |
+ |
+ |
- Махи |
+ |
+ |
- Отведение и приведение |
+ |
+ |
- Рывки одновременно двумя руками и разноименно |
+ |
+ |
Упражнения для ног: - На укрепление стопы |
+ |
+ |
- Сгибание ног в тазобедренных суставах |
+ |
+ |
- Приседания |
+ |
+ |
- Отведения |
+ |
+ |
- Приведения |
+ |
+ |
- Махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях |
+ |
+ |
- Выпады |
+ |
+ |
- Пружинистые покачивания в выпаде |
+ |
+ |
- Прыжки с короткой и длинной скакалкой |
+ |
+ |
- Подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.) |
+ |
+ |
- Сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах |
|
+ |
- Прыжки (на одной, на двух ногах, по наклонной плоскости, в длину и др.) |
+ |
+ |
Упражнения для шеи и туловища: - Наклоны |
+ |
+ |
- Вращения |
+ |
+ |
- Повороты головы |
+ |
+ |
- Наклоны туловища |
+ |
+ |
- Круговые движения туловищем |
+ |
+ |
- Повороты туловища |
+ |
+ |
- Поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине |
+ |
+ |
- Смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз |
+ |
+ |
- Угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса |
+ |
+ |
- Различные сочетания этих движений |
|
+ |
2.3 Развитие физических качеств: |
||
Сила: - Упражнения с преодолением собственного веса |
+ |
+ |
- На гимнастической стенке |
+ |
+ |
- Подтягивание из виса (лежа, сидя и др.) |
+ |
+ |
- Сгибание разгибание рук в упоре лежа с колен |
+ |
|
- Приседания (без отягощения на двух ногах, одной ноге) |
+ |
+ |
- Приседания (с отягощениями на двух, одной ноге): - гантелями; |
+ |
+ |
- набивными мячами; |
+ |
+ |
- мешочками с песком |
+ |
+ |
Прыгучесть - Упражнения для развития прыгучести (индивидуальные): прыжки в высоту, в глубину, со значительной дальностью без разбега и с разбега |
+ |
+ |
- Упражнения для развития прыгучести (групповые): с предметами и снарядами, игры и эстафеты с применением прыжков |
+ |
+ |
- Игры на развитие прыгучести |
+ |
+ |
Быстрота: - повторный бег по дистанции от 10 до 100 м со старта |
+ |
+ |
- бег за лидером (с изменением направления, с препятствиями, с отягощением) |
+ |
+ |
- бег по наклонной плоскости (вверх, вниз) |
+ |
+ |
- бег с различных стартов |
+ |
+ |
- бег на скорость (на различные дистанции от 10 м до 30 м) |
+ |
+ |
- подвижные игры для развития быстроты |
+ |
+ |
- эстафеты |
+ |
+ |
-индивидуальные упражнения (ОРУ) с большой амплитудой движений |
+ |
+ |
- индивидуальные упражнения с использованием предметов и снарядов |
+ |
+ |
- групповые упражнения (в парах, в тройках, четверках) |
+ |
+ |
- групповые упражнения с использованием предметов и снарядов |
+ |
+ |
Ловкость и координация: - разнонаправленные движения рук и ног |
+ |
+ |
- различные перевороты (колесо, и его разновидности) |
+ |
+ |
- кувырки вперед, назад, с места, в стороны, с разбега, с прыжка |
+ |
+ |
- наклоны, выпады |
+ |
+ |
- стойки на лопатках, руках |
+ |
+ |
- мостики |
+ |
+ |
- упражнения в равновесии на гимнастической скамейке |
+ |
+ |
- жонглирование и его разновидности |
+ |
+ |
- метание мячей в подвижную и неподвижную цель |
|
+ |
- спортивные игры: минифутбол, теннис, волейбол, бадминтон, баскетбол ид р. |
|
+ |
- подвижные игры для развития ловкости и координации. |
+ |
+ |
Скоростно-силовые качества: - прыжки в высоту через препятствия, планку |
+ |
+ |
- прыжки в длину |
+ |
+ |
- многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах |
|
+ |
- перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.) |
+ |
+ |
- эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метанием |
+ |
+ |
- групповые упражнения |
|
+ |
Выносливость: - бег равномерный и переменный |
+ |
+ |
- кросс |
+ |
+ |
- дозированный бег по пересеченной местности |
+ |
+ |
- спортивные игры на время |
+ |
+ |
- игры для развития выносливости |
+ |
+ |
- эстафеты с многократным повторением бега или прыжков, игры во временном режиме и др. |
+ |
+ |
Гибкость: - мостики |
+ |
+ |
- наклоны |
+ |
+ |
- шпагаты |
+ |
+ |
3. Специальная физическая подготовка. Содержание занятий СФП может включать элементы любого вида спорта на усмотрение тренера и с учетом его специализации, но не более 30% от общего количества часов.
4. Контрольные занятия. Оценка уровня физических качеств и двигательных способностей проводится по результатам тестирования на основе комплекса упражнений.
Перечень упражнений
для тестирования показателей развития физических качеств
и двигательных способностей.
Общая физическая подготовка:
- Бег 30 м.
- Непрерывный бег
- Челночный бег 3х10м.
- Прыжки
- Подтягивание на руках
- Бросок набивного мяча.
- Наклон вперед
- Поднимания туловища.
- Отжимания.
- Упражнения для тестирования показателей специальной физической подготовки определяются тренером в зависимости от специализации.
Воспитательная работа.
Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая представляет большие возможности для воспитания этих качеств.
Физическая деятельность является одним из эффективных средств формирования психического здоровья человека, физкультуры в широком смысле этого слова. Одна из главных задач педагога заключается в том, чтобы проводимые им занятия были использованы не только для физического развития детей и подростков, но и в целях формирования положительных черт личности, интеллекта, а психологическая атмосфера занятий способствовала подавлению эгоизма, лицемерия, нечестности и т.д. При этом необходимо акцентировать внимание учащихся на своих индивидуальных особенностях и возможностях. Это способствует активизации процессов самопознания – основы воспитания.
В ходе выполнения различных физических упражнений решается широкий круг задач социальной значимости, в частности формирование ряда личностных качеств. Это во многом происходит естественным путем на фоне коллективных действий, в условиях высокой ответственности за за порученное дело перед командой, тренером. Исходя из принципа развивающего обучения, задачи по формированию личностных качеств могут и должны ставиться наряду с достижениями специфических целей физического воспитания, спортивной подготовки.
При планировании воспитательной работы тренер учитывает специфику деятельности спортивной школы, которая заключается в том, что для проведения воспитательной работы практически имеется возможность в основном использовать то время, которое отводится на учебно-тренировочные занятия. Исключения возможны лишь в период пребывания в спортивно-оздоровительном лагере.
Основные воспитательные мероприятия:
- Родительские собрания
- Участия в соревнованиях
- Тематические праздники
- Беседы
- Экскурсии
- Субботники
- Оформление наглядной агитации