Последние новости

Добавлено 14/03/2024
2024 год в России объявлен Годом семьи по указу Президента России Владимира Путина. Цель мероприятия — популяризировать политику в сфере защиты семьи и...

Содержание материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Спортивная школа № 7»

 

 

Образовательная программа

Тхэквондо

(дополнительные образовательные услуги для детей возраста 9-18 лет )

 срок реализация программы 8 лет

 

                Автор-составитель:

Педагог дополнительного

образования

Антонцев Геннадий Владимирович

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Программа по тхэквондо составлена на основе учебной программы к.п.н. доцента Кашкарова В.А. и к.п.н. доцента Вишнякова А.К. для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР), допущена Министерством образования Российской Федерации (Москва, 2001), в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», от 13.01.96. № 12-фз, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 07.03.95 №233), нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного Комитета по физической культуре, спорту и туризму, регламентирующих работу спортивных школ.

         Программа содержит рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки.

Цель программы: укрепление здоровья, формирование основ здорового образа жизни, обеспечение разносторонней физической подготовки, овладение техникой и тактикой тхэквондо, профессиональное самоопределение, воспитание спортсменов высокой квалификации.

 

         Программный материал объединен в целостную систему поэтапной спортивной подготовки и воспитательной работы, предполагает решение следующих задач:

  • привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
  • содействие всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся;
  • воспитание волевых, морально-этических качеств;
  • профессиональная ориентация;

Учебный план, рассчитанный на 8-летнее обучение, предусматривает теоретическую, физическую, психологическую подготовки.

В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы на разных ее этапах, отбору, комплектованию учебных групп в зависимости от возраста, уровня развития физических качеств и специфических особенностей занимающихся.

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: выполнение контрольных нормативов по общей и специальной подготовке; овладение теоретическими знаниями и навыками по организации проведения занятий и соревнований; выполнение нормативных требований по присвоению спортивных разрядов единой Всероссийской спортивной классификации.

Весь учебный материал в программе излагается по следующим этапам:

  • спортивно-оздоровительный этап,
  • этап начальной подготовки,
  • учебно-тренировочный этап,
  • этап спортивного совершенствования может быть открыт при наличии спортсменов (не менее 4 чел.), выполнивших спортивный разряд КМС или первый спортивный разряд; учебно-тематический план для этой группы составляется отдельно.

 

На каждом этапе решаются определенные задачи.

На этапе спортивно-оздоровительном и  начальной подготовки:

  • укрепление здоровья и улучшение физического развития;
  • овладение основами техники базовых упражнений;
    • повышение уровня общей физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта;
  • привитие интереса к занятиям тхэквондо;
  • воспитание смелости, воли, решительности и других качеств.

 

На учебно-тренировочном этапе:

  • достижение всесторонней физической и функциональной подготовленности;
  • овладение основами техники тхэквондо и другими видами спорта;
  • воспитание специальных двигательных способностей;
  • приобретение соревновательного опыта, как в тхэквондо, так и в других видах спорта;
  • воспитание специальных психологических качеств.

 

На этапе спортивного совершенствования:

  • совершенствование техники и тактики;
  • воспитание специальных двигательных способностей;
  • достижение спортивных результатов, характерных для этапа первых больших успехов;
  • совершенствование соревновательного опыта;
  • дальнейшее совершенствование психологических качеств.

 

Организация учебного процесса.

            В секцию тхэквондо принимаются дети с 10 лет, не имеющие медицинских противопоказаний. Группы формируются по возрасту и физической подготовленности обучающихся.

 

В группах спортивно-оздоровительного этапа занятия проводятся 6 часов в неделю, 3 раза в неделю по 2 учебных часа (90 мин. астрономического времени, с релаксационной паузой).

В группах начальной подготовки занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа, 9 часов в неделю (140 мин. астрономических с двумя релаксационными паузами).

В учебно-тренировочных группах, занятия проводятся 4-6 раз в неделю по 3 часа, т.е. 12-18 часов в неделю (140 мин. астрономических с двумя релаксационными паузами). Программа предусматривает увеличение часов по практической подготовке (на 6-8 году до 18 часов в неделю) и ставит своей целью достижение высоких спортивных результатов, получения соревновательной практики с учетом ближних и дальних перспектив. Вариант программы педагог выбирает сам, ориентируясь на физические возможности учащихся.

В группах спортивного совершенствования занятия проводятся до 6 раз в неделю до 6 часа, т.е. до 36 часов в неделю (140 мин. астрономических с двумя релаксационными паузами).

Исходя из цели занятия могут быть учебными, учебно-тренировочными, тренировочными, контрольными.

Цель учебных занятий сводится к усвоению нового материала.

На учебно-тренировочных занятиях идет не только разучивание нового материала, закрепление пройденного, но и большое внимание уделяется повышению общей и специальной работоспособности.

Тренировочные занятия целиком посвящены повышению эффективности выполнения ранее изученных движений и совершенствованию работоспособности.

Контрольные занятия обычно применяются в конце прохождения определенного раздела.

 

         Для того чтобы четко представлять себе структуру учебного занятия необходимо, чтобы каждое занятие состояло из общепринятых в практике частей - вводной, подготовительной, основной, заключительной.

  1. Вводная часть содержит мероприятия для организации группы (построение, перекличка, расчет, сообщение о содержании и задачах занятия) 4-7 минут, если занятие содержит теоретический материал, то время увеличивается до 20 мин.
  2. Подготовительная часть (общее разогревание занимающихся и подготовка к предстоящей нагрузке) до 20 минут.
  3. Основная часть (включает основной элемент урока)до 1,5 часов.
  4. Заключительная часть (состоит из отвлекающих, успокаивающих упражнений, упражнений для расслабления). 5-10 минут.

 

 

Диагностика эффективности образовательного и воспитательного процессов

         В образовательном процессе осуществляется диагностика текущего состояния с помощью различных приемов и методов:

• для диагностики физической подготовки - методика тестирования и оценки показателей развития физических качеств и двигательных способностей на основе комплекса стандартных упражнений

• анализ участия обучающихся в спортивно-массовых мероприятиях (соревнованиях) осуществляется педагогом самостоятельно.

Для повышения эффективности образовательного процесса осуществляется диагностика уровня здоровья обучающегося:

• педагогами дополнительного образования совместно с медицинским работником учреждения;

• врачебно-физкультурным диспансером контролируется состояние здоровья обучающегося перед проведением соревнований, 1-2 раза в год отслеживается физическое состояние его организма, что позволяет педагогу своевременно скорректировать индивидуальную подготовку спортсмена;

 

Воспитательная работа с обучающимися диагностируется с помощью методов педагогического наблюдения (наблюдение за обучающимися, беседы с родителями).

 

     Переход учащихся на следующий этап обучения происходит после задачи переводных экзаменов.

Многолетняя подготовка строится на основе следующих методических положений:

  • использование общепедагогических (дидактических) принципов воспитывающего обучения (сознательности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации, прочности и прогрессирования);
  • целевая направленность к мастерству и наивысшим спортивным достижениям путем неуклонного роста объема средств общей и специальной подготовки, соотношения между которыми изменяются из года в год в сторону увеличения специальной подготовки;
  • оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсменов в процессе многолетнего обучения;
  • объем и интенсивность упражнений возрастает по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов. Предпочтение отдается упражнениям динамического характера, приучая занимающихся к различному темпу их выполнения;
  • поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач (например: сочетание физической и технической подготовки);
  • моделирование соревновательной деятельности в учебно-тренировочном процессе;

использование централизованной подготовки наиболее перспективных спортсменов на учебно-тренировочных сборах с привлечением к работе лучших специалистов.

     В процессе занятий обязательны регулярные медицинские обследования, врачебно-педагогические наблюдения за состоянием здоровья занимающихся, динамика физического развития подростков и юношей, приспособляемостью организма к тренировочным нагрузкам и изучение его функционального состояния. Медицинское обследование занимающихся тхэквондо производится один раз в год.

     Основными формами занятий в спортивных секциях являются: групповые практические занятия по тхэквондо; индивидуальные уроки тренера с отдельными спортсменами; самостоятельные тренировки по индивидуальным планам и по заданию тренера; лекции и беседы; инструкторско-методические занятия; участие в спортивных соревнованиях.

     Кроме внутренних соревнований, занимающиеся могут участвовать в городских, областных, краевых и республиканских соревнованиях в соответствии с планом работы спортивного клуба.

 На основании годового плана-графика распределения учебных часов педагоги составляют месячные планы работы. Для спортсменов групп спортивного совершенствования разрабатываются индивидуальные годовые перспективные планы тренировки совместно с тренером, врачом и на основании календаря соревнований.

В основе планирования тренировочного процесса лежат закономерности развития спортивной формы и особенности календаря соревнований. Поскольку развитие спортивной формы зависит от уровня подготовки, то и тренировочный процесс следует строить дифференцированно для этапа начальной подготовки, учебно-тренировочного этапа и этапа спортивного совершенствования. Кроме того, существенное влияние на построение тренировочного процесса оказывает календарь соревнований.

     Основным средством подготовки в тхэквондо, как и в других видах спорта являются физические упражнения: общеразвивающие (ОРУ) и специальные (СУ).

     Задача ОРУ – всестороннее гармоническое развитие дыхательной, сердечно-сосудистой, нервно-мышечной и общедвигательной подготовки.

     Задача СУ – воспитание двигательных, психических, морально-волевых качеств применительно к требованиям тхэквондо (ВТФ). В группу СУ входят упражнения направленные на развитие двигательных качеств, упражнения, используемые для обучения, имитационные упражнения, упражнения для воспитания психологических и моральных качеств на основе тхэквондо (терпения, решимости, воли, психологической устойчивости, послушания).

     Основным методом подготовки в тхэквондо является метод повторного выполнения упражнения с обязательным использованием методов вариативного упражнения. Кроме этого, используются игровой метод, соревновательный, а также группы воспитательных методов, определяющих отношение тренера и ученика, их взаимодействие и взаимосвязь. Игровой метод чаще всего используется в группах начальной подготовки. Соревновательный метод способствует воспитанию бойцовских качеств, способности быстро решать поставленные задачи, умению выбирать оптимальный вариант действий, тактических способностей, умению терпеть и т.д.

     На различных этапах подготовки соотношение средств и методов должно быть оптимальным по отношению к уровню подготовленности и задач этапа.

 

 

    

 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Спортивная школа № 7»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ДО «Спортивная школа № 7»

________Сероштан В.Н. «____»__________201_ г

 

 

Учебно-тематический план

образовательной программы «Тхэквондо»

 

 

Название разделов

Количество часов

Год обучения

СОЭ

ЭНП

УТЭ

1год

2год

3год

4год

5год

6год

7год

8год

I

Теоретический материал

6

6

7

7

7

7

7

7

1

Краткий обзор истории

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2

Основы гигиены

2

1

1

1

1

1

1

1

3

Анатомо-физиологические особенности организма человека

1

1

1,5

1

1

1

1

1

4

Правила соревнований

-

0,5

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

5.

Врачебный контроль и самоконтроль

1

1

1

1

1

1

1

1

6.

Физическая культура и спорт

1

1

1

1

1

1

1

1

7.

Основные теоретические сведения по тхэквондо

0,5

1

1

1

1

1

1

1

 

II

Практический материал

210

318

317

425

425

425-641

425-641

425-641

1

Общая физическая

подготовка

101

87

83

103

90

80-121

72-108

50-77

2

Специальная физическая подготовка

31

33

39

48

50

56-80

64-90

77-115

3

Техническая подготовка

74

192

189

268

279

283-434

283-437

292-443

4

Инструкторская практика

 

 

 

+

+

+

+

+

III

Контрольные занятия

 

4

6

6

6

6

6

6

6

 

ИТОГО:

216

324

324

432

432

432-648

432-648

432-648

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

I. Теоретический материал

Краткий обзор истории: исторические и социальные предпосылки возникновения тхэквондо; тхэквондо в древнем мире; средневековье; современное развитие.

Основы знаний по гигиене: значение гигиенических мероприятий при занятиях спортом; использование естественных факторов природы солнца, воздуха и воды для укрепления здоровья и закаливания.

Анатомо-физиологические особенности организма человека: общие сведения о строении опорно-двигательного аппарата человека; косная и мышечная системы.

Правила соревнований: весовые категории; форма тхэквондиста для юношей и девушек; программа соревнований; место для соревнований; понятие о возрастных группах.

 

II. Практический материал

Общая физическая подготовка: основные строевые упражнения на месте и в движении; ходьба обычным шагом, с высоким подниманием колен, на пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы, ходьба в полуприсяде и приседе, сочетание ходьбы с различными движениями рук. Простейшие танцевальные шаги, полька. Бег обычный, бег с высоким подниманием бедер, с захлестыванием голени, семенящий бег. Бег на короткие дистанции. Кроссовый бег. Прыжки с места, спиной, боком с поворотом на 90 и 180 градусов в воздухе. Лазание по гимнастической стенке, лестнице, канату, шесту.

Упражнения с гимнастической палкой: наклоны и повороты туловища, держа палку в различных положениях; маховые движения руками, переворачивания, выкручивание и вкручивание; переносы ног через палку; подбрасывание и ловля палки.

Упражнения со скакалкой: элементарные прыжки на месте на одной и двух ногах.

Упражнения с набивным мячом (вес от 1 до 3 кг): сгибание и разгибание рук, круговые движения руками, броски вверх и ловля мяча с поворотом и приседанием. ОРУ с набивным мячом. Броски мяча одной и двумя ногами (в прыжке).

Упражнения на гимнастических снарядах:

на бревне: ходьба, быстрые повороты, прыжки и др.;

на перекладине и кольцах: подтягивание, повороты, размахивание, соскоки и др.;

на козле и коне: опорные прыжки.

Акробатические упражнения: группировка, сидя, в приседе, лежа на спине. Кувырки вперед и назад. Кувырки с различными положениями ног, кувырок через правое и левое плечо. Стойка на голове, на руках, кувырок из стойки на руках. Переворот боком (левым, правым).

Футбол: удары по мячу левой и правой ногой, ведение мяча, остановка мяча. Двусторонняя игра с соблюдением элементарных правил.

Подвижные эстафеты: подвижные игры на ловкость, быстроту, выносливость. Эстафеты с бегом, прыжками, расстановкой и собиранием предметов.

Техническая и специальная физическая подготовка:

  1. Стойки:

наранхи соги – стойка с параллельными ступнями на ширине плеч;

дючум соги – низкая стойка, ступни располагаются параллельно на расстоянии в две ширины плеч;

ап соги – высокая стойка;

ап куби – длинная стойка.

  1. Удары руками:

баро чируги – удар кулаком руки, с опорой на одноименную ногу;

банде чируги – удар кулаком руки, с опорой на разноименную ногу.

  1. Блоки:

арэ макки – защита нижнего уровня;

момтхон макки – защита среднего уровня;

ольгуль макки – защита верхнего уровня.

  1. Удары ногой:

ап чаги – удар ногой вперед;

миро чаги – удар ногой вперед всей ступней;

доле чаги – удар ногой по окружности.

  1. Пхумсе:

№1 Тхэгык Иль Дянг.

III. Контрольные занятия

Включают сдачу нормативов по ОФП  (см. приложение) и переводные требования по СП:

  1. Знать стойки: моа соги, наранхи соги, ап соги.
  2. Удары руками: баро чируги.
  3. Блоки: арэ макки, момтхон макки, ольгуль макки.
  4. Удары ногой: ап чаги.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

I. Теоретический материал

Краткий обзор истории: развитие тхэквондо в России.

Основы знаний по гигиене: понятия об основных гигиенических мероприятиях в режиме дня спортсмена, рациональное питание, полноценный сон, питьевой режим. Понятие самоконтроля. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, настроение, характер сна, аппетит, работоспособность, потоотделение. Показания и противопоказания к занятиям тхэквондо.

Анатомо-физиологические особенности организма человека: элементарные сведения о костной системе и мышечно-связном аппарате.

Правила соревнований: формула поединка для различных возрастных групп. Права и обязанности участника соревнований. Взвешивание участников. Места расположения судей и участников соревнований.

 

II.Практический материал

Общая физическая подготовка

Строевые упражнения: построение в колонну по одному, в одну шеренгу. Понятие строя, шеренги, колонны, фронта, тыла, интервала, дистанции. Повороты на месте, направо, налево, кругом.

Общеразвивающие  упражнения: основная стойка, стойка – ноги врозь. Различное положение рук. Приседание. Наклоны и повороты туловища и головы. Различные прыжки на месте и в движении. Сгибание и разгибание рук в упоре. ОРУ на месте  и в движении. Лазание по гимнастической скамейке. Упражнения в равновесии на бревне.

Упражнения со скакалкой: прыжки на месте и в движении. Прыжки с изменением положения ног.

Упражнения с гимнастической палкой: ОРУ с гимнастической палкой.

Акробатические упражнения: группировка, сидя, в приседе, лежа на спине. Перекаты в сторону, назад из упора присев. Различные кувырки. Длинные кувырки с места и с разбега. Несколько кувырков вперед и назад. Стойки на голове и руках. Перевороты в сторону. Сальто вперед, назад. Упражнения с собственным весом. Сгибание рук в упоре, приседание, прыжки. Переноска партнера на руках, на спине, на плечах.

Легкоатлетические упражнения: бег на скорость от 50 до 60 метров. Бег на выносливость 500 – 1500 метров. Прыжки в длину и высоту. Метание набивного мяча.

Спортивные подвижные игры: спортивные игры – футбол, баскетбол, ручной мяч; подвижные игры – игры с мячом, игры, развивающие скоростные качества, силовые качества, выносливость. 

  1. Техническая и специальная физическая подготовка:
  2. Стойки:

наранхи соги – стойка с параллельными ступнями на ширине плеч;

дючум соги – низкая стойка, ступни располагаются параллельно на расстоянии в две ширины плеч;

ап соги – высокая стойка;

ап куби – длинная стойка;

дуит куби – низкая стойка с опорой на сзади стоящую ногу;

бом соги – стойка «тигра»;

моа соги – стойка ступнями вместе.

  1. Удары руками:

баро чируги – удар кулаком руки, с опорой на одноименную ногу;

банде чируги – удар кулаком руки, с опорой на разноименную ногу;

сонкыт – кончики пальцев;

сонналь – ребро ладони.

  1. Блоки:

арэ макки – защита нижнего уровня;

момтхон макки – защита среднего уровня;

ольгуль макки – защита верхнего уровня;

хэчо макки – блок двумя руками и наружу;

сонналь хэчо макки – блок двумя руками наружу ребром ладони.

  1. Удары ногой:

ап чаги – удар ногой вперед;

миро чаги – удар ногой вперед всей ступней;

доле чаги – удар ногой по окружности;

нэре чаги – удар ногой вниз;

ап нэре чаги – удар ногой вниз вовнутрь;

баккат нэре чаги – удар ногой вниз наружу;

еп чаги – удар ногой в сторону.

  1. Пхумсе:

№1 Тхэгык Иль Дянг;

№2 Тхэгык И Дянг.

Отработка техники 3-х шагового спарринга.

Инструкторская практика: проведение разминки, заключительной части тренировки, проведение частей занятия по темам, организация и участие в показательных выступлениях.

 

III. Контрольные занятия

Включают сдачу нормативов по ОФП (см . приложение) и переводные требования по СП:

  1. Знать стойки: дючум соги, ап куби.
  2. Удары руками:банде чируги.
  3. Блоки:хэчо макки.
  4. Удары ногой: миро чаги.
  5. Пхумсе:Тхэгык И Дянг.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

I. Теоретический материал

Краткий обзор истории: география развития тхэквондо в мире.

Основы знаний по гигиене: значение закаливания для профилактики заболеваний и улучшения спортивных показателей. Основные виды закаливания и правила их проведения: обтирание, умывание, обливание, контрастный душ, босохождение, купание, баня. Понятие о самоконтроле. Объективные данные самоконтроля: пульс, частота и глубина дыхания, кровяное давление.

Анатомо-физиологические особенности организма человека: элементарные сведения о строении и функциях сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной, нервной и сенсорной систем.

Правила соревнований: разрешенные технические приемы и места атаки (на теле). Запрещенные действия. Начисление очков (первоначальные понятия).

 

II. Практический материал

Общая физическая подготовка

Строевые упражнения: построение в колонну по три (четыре);перестроение из одной шеренги в две и т.д.; перестроение из колонны по одному в колонну по три и по четыре и в движении с поворотом налево (направо).

Общеразвивающие упражнения: ОРУ на месте, в движении и в парах. Прыжки на месте, в движении, с поворотом на 180 и 360 градусов. ОРУ с партнером. Переползание с партнером на спине. Преодоление препятствий.

Упражнения с гимнастической палкой: ОРУ с гимнастической палкой.

Упражнения со скакалкой: прыжки на месте и в движении. Прыжки через вращающуюся скакалку на одной ноге, двух ногах, с вращением назад.

Акробатические упражнения: кувырки на месте и в движении. Длинные кувырки. Кувырки через двух-четырех партнеров с изменением высоты. Перевороты в сторону. Сальто вперед, назад. Сальто с разбега. Прыжки на батуте.

Упражнения с отягощением: упражнения с гантелями и штангой.

Легкоатлетические упражнения: бег на короткие дистанции. Бег с низкого старта. Старт из различных исходных положений. Выполнение упражнений с максимальной скоростью; выполнение упражнение по зрительному и слуховому сигналам. Челночный бег 10*5 м. Фартлек. Кросс по песку и воде. Выполнение специальных упражнений  в воде.

Спортивные игры: баскетбол, футбол, ручной мяч.

Техническая и специальная физическая подготовка:

1. Стойки:

наранхи соги – стойка с параллельными ступнями на ширине плеч;

дючум  соги – низкая стойка, ступни располагаются параллельно на расстоянии в две ширины плеч;

ап соги – высокая стойка;

ап куби – длинная стойка;

дуит куби – низкая стойка с опорой на сзади стоящую ногу;

бом соги – стойка «тигра»;

моа соги – стойка ступнями вместе;

коа соги – перекрестная стойка;

хак дари соги – стойка на одной ноге;

гибон дюнби – стойка готовности.

2. Удары руками:

баро чируги – удар кулаком руки, с опорой на одноименную ногу;

банде чируги – удар кулаком руки, с опорой на разноименную ногу;

сонкыт – кончики пальцев;

сонналь – ребро ладони;

чиги – рубящий удар;

ап чиги – удар вперед вверх;

ан чиги – удар вовнутрь.

3. Блоки:

арэ макки – защита нижнего уровня;

момтхон макки – защита среднего уровня;

ольгуль макки – защита верхнего уровня;

хэчо макки – блок двумя руками и наружу;

сонналь хэчо макки – блок двумя руками наружу ребром ладони;

иот гель макки – окрестный блок двумя руками;

сонналь макки – блок ребром ладони.

4. Удары ногой:

ап чаги – удар ногой вперед;

миро чаги – удар ногой вперед всей ступней;

долле чаги – удар ногой по окружности;

нэре чаги – удар ногой вниз;

ап нэре чаги – удар ногой вниз вовнутрь;

баккат нэре чаги – удар ногой вниз наружу;

еп чаги – удар ногой в сторону;

баль тынг долле чаги – удар по окружности подъемом стопы;

дуи чаги – удар ногой назад.

5. Пхумсе:

№1 Тхэгык Иль Дянг;

№2 Тхэгык И Дянг;

№3 Тхэгык Сам Дянг;

№4 Тхэгык Са Дянг.

   6. Степовая программа.

7. Отработка техники 2-х – 3-х шагового спарринга.

8. Отработка бесконтактного спарринга, с использованием только техники ударов ног.

9. Официальные соревнования.

   Инструкторская практика: проведение разминки, заключительной части тренировки, проведение частей занятия по темам, организация и участие в показательных выступлениях.

 

III. Контрольные занятия

   Включают сдачу нормативов по ОФП (см. приложение) и переводные требования по СП:

1. Знать стойки: дуит куби;

2. Удары руками: сонналь чиги;

3. Блоки: сонналь хэчо макки;

4. Удары ногой: долле чаги;

5. Пхумсе: Тхэгык И Дянг.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

I. Теоретический материал

Краткий обзор истории: тхэквондо, как средство физического воспитания, ее краткая характеристика: спортивное, оздоровительное и прикладное значение.

Основы знаний по гигиене: значение регулярных , длительных диспансерных наблюдений для достижения высоких и стабильных спортивных результатов. Сроки возобновления тренировочных занятий после перенесенных заболеваний.

Анатомо-физиологические особенности организма  человека: основные суставы нижних и верхних конечностей. Общая характеристика соединения костей. Оси движений и функции суставов. Мышцы и их функции.

Правила соревнований: начисление очков (продолжение темы). Определение победителя поединка. Порядок и правила начисления очков за зачетные технические приемы и наказания за запрещенные действия.

 

II. Практический материал

Общая физическая подготовка

Акробатические упражнения: кувырки, кульбиты, перевороты, серии кувырков и переворотов с постепенным усложнением упражнения. Прыжки на батуте. Упражнения на перекладине, брусьях, кольцах.

Атлетическая гимнастика: упражнения со штангой, занятия на тренажерных снарядах.

Легкая атлетика: бег на 30, 60 и 100 метров. Кросс от 500 до 3000 метров. Прыжки в длину и высоту. Специальные беговые и прыжковые упражнения. Метание набивных мячей и ядер различными способами.

Спортивные игры: баскетбол, футбол, ручной мяч, регби (упрощенное).

Техническая и специальная физическая подготовка:

1. Стойки:

 наранхи соги – стойка с параллельными ступнями на ширине плеч;

дючум соги – низкая стойка, ступни располагаются параллельно на расстоянии в две ширины плеч;

ап соги – высокая стойка;

ап куби – длинная стойка;

дуит куби – низкая стойка с опорой на сзади стоящую ногу;

бом соги – стойка «тигра»;

моа соги – стойка ступнями вместе;

коа соги – перекрестная стойка;

хак дари соги – стойка на одной ноге;

гибон дюнби – стойка готовности.

2. Удары руками:

баро чируги – удар кулаком руки, с опорой на одноименную ногу;

банде чируги – удар кулаком руки, с опорой на разноименную ногу;

сонкыт – кончики пальцев;

сонналь – ребро ладони;

чиги – рубящий удар;

ап чиги – удар вперед вверх;

ан чиги – удар вовнутрь;

пхаль мок – удар предплечьем;

пхаль куп – удар локтем;

иоп чируги – удар в сторону;

долле чируги – удар по кругу;

баккат чиги – удар по окружности наружу.

3. Блоки:

арэ макки – защита нижнего уровня;

мом тхон макки – защита среднего уровня;

   ольгуль макки – защита верхнего уровня;

хэчо макки – блок двумя руками и наружу;

сонналь хэчо макки – блок двумя руками наружу ребром ладони;

иот гель макки – окрестный блок двумя руками;

сонналь макки – блок ребром ладони.

   4. Удары ногой:

ап чаги – удар ногой вперед;

миро чаги – удар ногой вперед всей ступней;

долле чаги – удар ногой по окружности;

нэре чаги – удар ногой вниз;

ап нэре чаги – удар ногой вниз вовнутрь;

баккат нэре чаги – удар ногой вниз наружу;

еп чаги – удар ногой в сторону;

баль тынг долле чаги – удар по окружности подъемом стопы;

дуи чаги – удар ногой назад;

ап чук долле чаги – удар по окружности частью подошвы.

5. Пхумсе:

№1 Тхэгык Иль Дянг;

№2 Тхэгык И Дянг;

№3 Тхэгык Сам Дянг;

№4 Тхэгык Са Дянг;

№5 Тхэгык О Дянг.

6. Степовая программа.

7. Удары по лапам со стоек:

ап чаги – удар ногой вперед;

миро чаги – удар ногой вперед всей ступней;

долле чаги – удар по окружности;

нэре чаги – удар  ногой вниз;

ап нэре чаги – удар ногой вниз вовнутрь;

баккат нэре чаги – удар ногой вниз наружу;

баль тынг долле чаги – удар по окружности подъемом стопы;

дуи чаги – удар ногой назад;

ап чук долле чаги – удар по окружности частью подошвы.

8. Совершенствование 3-х – 2-х шагового спарринга.

9. Совершенствование бесконтактного спарринга, с использованием только техник ударов ногами.

10. Официальные соревнования.

   Инструкторская практика: проведение разминки, заключительной части тренировки, проведение частей занятия по темам, организация и участие в показательных выступлениях.

 

III. Контрольные занятия

   Включают сдачу нормативов по ОФП (см . приложение) и переводные требования по СП:

1. Знать стойки: бом соги.

2.Удары руками: сонкыт.

3. Блоки: сонналь макки.

4. Удары ногами: еп чаги, нэре чаги, баккат нэре чаги, ап нэре чаги.

5. Пхумсе: Тхэгык Сам Дянг.

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЯТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

I. Теоретический материал

Краткий обзор истории: итоги и анализ соревнований на первенство Росси, Европы, Мира.

Основы знаний по гигиене и врачебному контролю: влияние вредных привычек на организм занимающихся (наркомания, токсикомания). Дневник самоконтроля. Его значение и правила ведения. Профилактика травматизма: условия, способствующие возникновению травм в  тренировочном процессе и быту.

Анатомо-физиологические особенности организма человека: характеристика и функции мышц верхних и нижних конечностей.

Правила соревнований: дисквалификация и снятие участников с соревнований.

 

II. Практический материал

Общая физическая подготовка

Легкая атлетика: бег 60, 100 метров. Кросс от 500 до 3000 метров. Прыжки в длину, высоту.

Спортивные игры: баскетбол, футбол, ручной мяч.

Техническая и специальная физическая подготовка:

1. Стойки:

 наранхи соги – стойка с параллельными ступнями на ширине плеч;

дючум соги – низкая стойка, ступни располагаются параллельно на расстоянии в две ширины плеч;

ап соги – высокая стойка;

ап куби – длинная стойка;

дуит куби – низкая стойка с опорой на сзади стоящую ногу;

бом соги – стойка «тигра»;

моа соги – стойка ступнями вместе;

коа соги – перекрестная стойка;

хак дари соги – стойка на одной ноге;

гибон дюнби – стойка готовности.

2. Удары руками:

баро чируги – удар кулаком руки, с опорой на одноименную ногу;

банде чируги – удар кулаком руки, с опорой на разноименную ногу;

сонкыт – кончики пальцев;

сонналь – ребро ладони;

чиги – рубящий удар;

ап чиги – удар вперед вверх;

ан чиги – удар вовнутрь;

пхаль мок – удар предплечьем;

пхаль куп – удар локтем;

иоп чируги – удар в сторону;

долле чируги – удар по кругу;

баккат чиги – удар по окружности наружу.

3. Блоки:

арэ макки – защита нижнего уровня;

мом тхон макки – защита среднего уровня;

   ольгуль макки – защита верхнего уровня;

хэчо макки – блок двумя руками и наружу;

сонналь хэчо макки – блок двумя руками наружу ребром ладони;

иот гель макки – окрестный блок двумя руками;

сонналь макки – блок ребром ладони.

   4. Удары ногой:

ап чаги – удар ногой вперед;

миро чаги – удар ногой вперед всей ступней;

долле чаги – удар ногой по окружности;

нэре чаги – удар ногой вниз;

ап нэре чаги – удар ногой вниз вовнутрь;

баккат нэре чаги – удар ногой вниз наружу;

еп чаги – удар ногой в сторону;

баль тынг долле чаги – удар по окружности подъемом стопы;

дуи чаги – удар ногой назад;

ап чук долле чаги – удар по окружности частью подошвы;

тыо ап чаги – удар в прыжке ногой вперед;

тыо долле чаги – удар в прыжке ногой по окружности;

тыо еп чаги – удар в прыжке ногой в сторону;

тыо дуи чаги – удар в прыжке ногой назад.

5. Пхумсе:

№1 Тхэгык Иль Дянг;

№2 Тхэгык И Дянг;

№3 Тхэгык Сам Дянг;

№4 Тхэгык Са Дянг;

№5 Тхэгык О Дянг;

№6 Тхэгык Юк Дянг.

6. Степовая программа.

7. Удары по лапам со стоек:

ап чаги – удар ногой вперед;

миро чаги – удар ногой вперед всей ступней;

долле чаги – удар по окружности;

нэре чаги – удар  ногой вниз;

ап нэре чаги – удар ногой вниз вовнутрь;

баккат нэре чаги – удар ногой вниз наружу;

баль тынг долле чаги – удар по окружности подъемом стопы;

дуи чаги – удар ногой назад;

ап чук долле чаги – удар по окружности частью подошвы.

8. Совершенствование 2-х – 1-х шагового спарринга.

9. Совершенствование бесконтактного спарринга, с использованием только техник ударов ногами.

10. Официальные соревнования.

Инструкторская практика: проведение разминки, заключительной части тренировки, проведение частей занятия по темам, организация и участие в показательных выступлениях.

 

III. Контрольные занятия

Включают сдачу нормативов по ОФП (см. приложение) и переводные требования по СП:

1.Знать стойки: хак дари соги, гибон дюнби.

2. Удары руками: пхаль мок, пхаль куп, баккат чиги.

3. Блоки: иот гель макки.

4. Удары ногой: баль тынг, долле чаги, дуи чаги, ап чук долле чаги.

5.  Пхумсе: Тхэгык Са Дянг. Тхэгык О Дянг.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ШЕСТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

I. Теоретический материал

Основы знаний по гигиене: профилактика травматизма. Правила оказания первой помощи при травмах различного характера: ссадины, ушибы, раны, переломы костей, растяжение связок, обмороки, тепловые и солнечные удары, обморожения т.д.

Анатомо-физиологические особенности организма человека: физиологические основы выносливости, силы, быстроты, координационных способностей и гибкости (краткие сведения). Взаимосвязь физиологических функций организма.

Правила соревнований: понятие о нокауте. Правила определения нокаута. Действия участника и судей при нокауте.

 

II. Практический материал

Общая физическая подготовка

Акробатические упражнения: подтягивание на перекладине. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях. Лазание по канату. Перетягивание каната. Рондат. Фляк. Сальто вперед с мостика. Сальто назад со страховкой. Упражнения на батуте.

Легкая атлетика: бег 100 метров, 2000 метров. Кросс на пересеченной местности 6-8 км. Метание гранаты 700 гр. Прыжки в длину и высоту. Толкание ядра 5 кг.

Тяжелая атлетика: упражнения с гирями 16 кг – рывок и толчок. Упражнения со штангой и гантелями.

Спортивные игры: футбол, баскетбол, ручной мяч, волейбол.

Техническая и специальная физическая подготовка:

1. Совершенствование ранее изученной техники.

2. Пхумсе:

№1 Тхэгык Иль Дянг;

№2 Тхэгык И Дянг;

№3 Тхэгык Сам Дянг;

№4 Тхэгык Са Дянг;

№5 Тхэгык О Дянг;

№6 Тхэгык Юк Дянг;

№7 Тхэгык Чиль Дянг;

№8 Тхэгык Пхаль Дянг.

3.  Степовая программа.

4. Скоростная работа по лапам со степа: 

ап чаги – удар ногой вперед;

миро чаги – удар ногой вперед всей ступней;

долле чаги – удар по окружности;

нэре чаги – удар  ногой вниз;

ап нэре чаги – удар ногой вниз вовнутрь;

баккат нэре чаги – удар ногой вниз наружу;

баль тынг долле чаги – удар по окружности подъемом стопы;

дуи чаги – удар ногой назад;

ап чук долле чаги – удар по окружности частью подошвы.

5. Отработка спарринговой техники в жилетах.

6. Совершенствование одноименного спарринга.

7. Учебный спарринг.

8. Официальные соревнования.

Инструкторская практика: проведение разминки, заключительной части тренировки, проведение частей занятия по темам, организация и участие в показательных выступлениях.

III. Контрольные занятия

Включают сдачу нормативов по ОФП (см. приложение) и переводные требования по СП:

1. Одноименный спарринг.

2. Степовая программа.

3. Скоростная работа по лапам: ап чаги, миро чаги, долле чаги.

4. Спарринговая работа в жилетах.

5. Пхумсе: Тхэгык Юк Дянг, Тхэгык Чиль Дянг, Тхэгык Пхаль Дянг.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СЕДЬМОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

I. Теоретический материал

Основы знаний по гигиене: гигиена питания. Основные требования к организации рационального питания: разнообразие, умеренность, регулярность. Особенности питания в различные периоды тренировки. Структура питания: белки, жиры, углеводы. Понятие об энергетической ценности основных продуктов.

Анатомо-физиологические особенности организма человека: рациональное чередование нагрузки и отдыха. Профилактика и диагностика утомления и перетренированности. Значение активного отдыха.

Правила соревнований: классификация соревнований: личные, командные, лично-командные, первенства и кубковые соревнования, квалификационные соревнования. Классификация соревнований по масштабу, ведомственной принадлежности.

 

II. Практический материал

Общая физическая подготовка

Акробатические упражнения: перекладина – подъем разгибом, подъем переворотом, подтягивание. Брусья – стойка на плечах, угол в упоре, сгибание и разгибание рук. Рондат. Фляк. Сальто вперед и назад.

Легкая атлетика: бег на 400 метров на результат. Кроссовая подготовка 6-8 км. Прыжки в длину и высоту. Упражнения в толкании ядра 5 кг.

Тяжелая атлетика: упражнения со штангой, гирями. Рывок и толчок.

Спортивные игры: футбол, баскетбол, гандбол, регби по упрощенным правилам.

Техническая и специальная физическая подготовка:

1. Совершенствование ранее изученной техники.

2. Совершенствование одношагового спарринга.

3.Ознакомление с высшими пхумсе.

4. Степовая программа.

5. Работа по лапам на скорость, на выносливость.

6. Отработка спарринговой техники в жилетах.

7. Учебный спарринг.

8. Официальные соревнования.

Инструкторская практика: проведение разминки с группой перед учебно-тренировочным занятием, проведение отдельных частей занятия, показ и контроль за выполнением стоек, ударов, пхумсе, участие в спаррингах в качестве судьи.

 

III. Контрольные занятия: Включают сдачу нормативов по ОФП (см. приложение) и переводные требования по СП:

1. Степовая программа.

2. Скоростная работа по лапам: нэре чаги, баль тынг долле чаги, дуи чаги, ап чук долле чаги.

3. Учебный спарринг.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСЬМОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

I. Теоретический материал

Основы знаний по гигиене: влияние проведения регулярных гигиенических мероприятий на спортивный результат. Значение паровой бани для активного отдыха и восстановления организма. Массаж и самомассаж. Основные приемы и правила проведения массажа и самомассажа. Гигиена питания спортсмена: минеральные соли и витамины в рационе питания.

Анатомо-физиологические особенности организма человека: краткие сведения о топографии мышц человека. Группы мышц, участвующие в основных движениях тхэквондиста. Понятие о мышцах антагонистах и синергистах. Мышцы нижних и верхних конечностей: места прикрепления и функции.

Правила соревнований: судейская бригада соревнований. Состав судейской бригады на додянге.  Права и обязанности судей (первоначальные понятия).

 

II. Практический материал

Общая физическая подготовка

 Акробатические упражнения: рондат, фляк. Сальто вперед и назад. Упражнения на перекладине, брусьях, батуте.

Легкая атлетика: бег на короткие дистанции. Кросс 3000 метров. Прыжки в длину, высоту, тройным.

Тяжелая атлетика: темповые упражнения со штангой – толчок, рывок.

Спортивные игры: футбол, баскетбол, гандбол.

Техническая и специальная физическая подготовка:

1. Совершенствование ранее изученной техники.

2. Совершенствование одношагового спарринга.

3.Ознакомление с высшими пхумсе.

4. Степовая программа.

5. Работа по лапам на скорость, на выносливость.

6. Отработка спарринговой техники в жилетах.

7. Учебный спарринг.

8. Официальные соревнования.

Инструкторская практика: составление комплекса упражнений для развития отдельных двигательных качеств, проведение разминки с группой перед учебно-тренировочным занятием, проведение отдельных частей занятия, показ и контроль за выполнением стоек, ударов, пхумсе, участие в спаррингах в качестве судьи.

 

III. Контрольные занятия

Включают сдачу нормативов по ОФП (см. приложение) и переводные требования по СП:

1. Степовая программа.

2. Скоростная работа по лапам: нэре чаги, баль тынг долле чаги, дуи чаги, ап чук долле чаги.

3. Учебный спарринг.

 

 

Литература:

 

1. Богданов Н. Н. Типология индивидуальности / Н.Н. Богданов. – М.: Институт обшегуманитарных исследований, 2004. – 384 с.

2. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека / С.И. Гальперин. – М.: Изд. «Высшая школа», 1969. – 470 с.

3. Гил К.Н., Хван К.Ч. Искусство таэквондо: три ступени к голубому поясу  /К.Н. Гил, К.Ч. Хванч. – М.: Советский спорт, 1993. – 176 с. 

4. Гил К.Н., Хван К.Ч. Искусство таэквондо: три ступени от голубого пояса - к черном у  /К.Н. Гил, К.Ч. Хванч. – М.: Советский спорт, 1993. – 176 с. 

5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Мн.: «Хэтон», 1998. – 399 с.

6. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет / С.А. Миняева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 208 с.

7. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого / С.Д. Шевченко. – М.: «Просвещение», 1991. – 74 с.

  

 

 

Приложения

Приложение № 1

Таэквон-до

Таэквон-до — один из самых популярных в мире видов восточных единоборств — это древнекорейское боевое искусство надежной самообороны против одного или нескольких безоружных или вооруженных противников.

Таэквон-до (дословно — «путь ноги и кулака») нашло множество почитателей среди мужчин и женщин, подростков и пожилых людей — тех, кто избрал оправдавшее себя в веках боевое искусство как жизненно необходимое средство укрепления здоровья, познания радости и красоты движения, средство физической самозащиты.

Таэквон-до как система нравственного совершенствования личности опирается на духовную концепцию единства человека и мироздания, которое открывает духовной личности возможность использования неисчерпаемого источника энергии сил природы. Ученики школы таэквон-до культивируют такие морально-этические принципы, как верность учителям, почитание родителей, самодисциплинированность, честность, товарищеское отношение к партнерам.

Как школа физического совершенствования таэквон-до обучает искусству глубинного управления сознанием, мыслью, эмоциями, дыханием, движениями тела, связуя их в единые, гармоничные ритмы атакующих или защитных действий. Таэквон-до открывает секреты мгновенной мобилизации усилий в критических ситуациях поединка, быстрой трансформации мышечного расслабления в максимальное напряжение, молниеносной концентрации импульса силы в направлении удара, точного контроля динамического равновесия тела во время нанесения ударов руками и ногами, эффективного управления дыханием и потоком жизненной энергии в момент удара.

Изучение формальных комплексов обязательных упражнений, состоящих из приемов защиты и нападения, которые объединяются в двигательные «мелодии» возрастающей сложности, способствуют развитию индивидуального технического мастерства и уникальной координации движений, подчиненной тонко рассчитанным ритмам.

Оригинальность ударных и защитных приемов таэквон-до зависит от искусства использования около 20 ударных точек — пальцев, частей кисти, кулака, ладони, предплечья, локтей, стопы, колена. Приемы используются в специальной соревновательной программе — разбивании досок руками и ногами. Для этого ударные точки конечностей «закаливаются» и «набиваются» специальными упражнениями, укрепляющими также все звенья двигательного аппарата, участвующие в реализации ударного действия, чтобы предохранить конечности от травм.

Поединок со спарринг-партнером — тренировочный бой с обменом бесконтактными ударами — является проверкой эффективности освоения технических приемов. Это сплав физического напряжения и концентрации энергии сознания на всех траекториях перемещения и ударных точках. Успех поединка зависит от выбора выгодных, устойчивых позиций, предваряющих атаки, быстрых передвижений одинарными, двойными и тройными шагами, скольжением, подпрыгиванием, прыжками или другими приемами маневрирования, в процессе которых накапливается дополнительная энергия для последующих атак или блокировок.

В школе атакующих действий таэквон-до около 30% технических приемов выполняются руками и более 70% — ногами. Атакующие действия руками различаются по технике использования «ударных точек» и обозначаются как «пробивающие», «пронизывающие» и «поражающие». Бесконтактные удары могут быть нанесены прямо, сбоку, сверху, снизу, снаружи вовнутрь и изнутри наружу, что предоставляет единоборцу широкие возможности в выборе адекватной ситуации атакующего действия.

Приемы самообороны заключаются в действиях руками, блокирующих атаку противника, или движениях-уклонах с линии атаки противника, которые выводят противника из равновесия и делают его уязвимым для контрдействия.

Разнообразие и специфичность технических приемов, выполняемых ногами, сделали таэквон-до уникальным единоборством — ноги используются как для нападения, так и для защиты, при этом, однако, требуется феноменальная координация в построении сложных двигательных действий. Атаки ногами различаются в зависимости от нахождения мишени (высокие, средние и низкие) и от пространственного положения противника (фронтальное, на фланге, под углом, сзади). Могут быть нанесены разные виды ударов: толкающие удары (вперед и назад), прямые удары, пробивающие удары (вперед, назад, сбоку), пронзающие (сбоку), круговые удары (прямой и обратный), удары в прыжке — наиболее сложные элементы атакующих действий.

По мере овладения базовой техникой, развития тактического мышления, По мере овладения базовой техникой, развития тактического мышления, совершенствования физических качеств и способностей спортсмен сдает квалификационные экзамены на ученический пояс одного из 10 цветов. Мастера с многолетним стажем могут претендовать на получение одного из 9 данов, которые характеризуют степень физической и духовной зрелости, готовность к выполнению деятельности инструктора-преподавателя таэквон-до, владеющего теорией и методикой обучения этому виду боевого искусства. Совершенствования физических качеств и способностей спортсмен сдает квалификационные экзамены на ученический пояс одного из 10 цветов. Мастера с многолетним стажем могут претендовать на получение одного из 9 данов, которые характеризуют степень физической и духовной зрелости, готовность к выполнению деятельности инструктора-преподавателя таэквон-до, владеющего теорией и методикой обучения этому виду боевого искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Подвижные игры.

1. «День и ночь».

Подготовка. Играющие делятсяна две команды, которые становятся на середину площадки спиной друг к другу на расстоянии 1,5 м. Одной команде дается название «День», другой – «Ночь». У каждой команды на своей стороне площадки (в 10-12 м) – дом.

Содержание игры. Учитель неожиданно произносит название одной из команд, например «День!». Игроки этой команды быстро убегают в свой дом, а другой команды – догоняют и пятнают. Осаленные игроки подсчитываются (записывается их число) и отпускаются в свою команду. Все становятся на прежние места, а учитель снова называет команду. Важно чтобы не было строгого чередования, тогда играющие не знают, какая команда будет названа, а потому предельно внимательны. Перед сигналом руководитель, чтобы отвлечь внимание играющих, может предложить им выполнять различные упражнения. Игра проводится несколько раз, после чего подстываются, сколько игроков поймано в каждой команде за одинаковое количество перебежек (за три или четыре).

Побеждает команда, осалившая больше игроков.

Правила игры: 1. Игроков разрешается салить только до черты дома. 2. Остальные продолжают участвовать в игре. 3. В ходе перебежки один участник может салить не только стоящего напротив, но и его соседей.

 

2. «Совушка».

Подготовка. Из числа играющих выбирается «совушка». Ее гнездо – в стороне от площадки. Оно может быть очерчено, отгорожено гимнастической скамейкой. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» гнезде.

Содержание игры. По сигналу ведущего: «День наступает, все ожидает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полету бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: «Ночь наступает, все замирает – сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она может добыть двух или даже трех играющих.

         Затем «Совушка» опять возвращается в свое гнездо и дети вновь начинают свободно резвится на площадке.

         Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу. Также можно отметить лучшего водящего – поймавшего большее количество игроков.

Правила игры: 1. «Совушке» запрещается подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному – вырваться. 2. после двух трех выходов «совушки» на охоту ее сменяют новые водящие из числа тех, которые ей ни разу не попались.

 

3. «Вышибалы».

Подготовка. Играющие делятся на две команды. Игроки одной команды становятся в круг, игроки второй находятся за кругом.

Содержание игры.1.Игроки, находящиеся за кругом начинают выбивать команду соперников. Когда все игроки из круга будут выбиты, команды меняются местами. 2. В кругу может находится не вся команда, а один или несколько человек, когда их выбьют в круг заходят следующие игроки.

Правила игры. Нельзя ловить мяч, отскочивший от пола. Если игрок поймал мяч - это запасная жизнь. Игрок у которого несколько жизней может отдать ее игроку из своей команды и он снова будет в игре.

 

4. «Третий лишний».

Подготовка. Все игроки делятся по парам, одна пара будет водить. Остальные игроки парами становятся в круг.

Содержание игры. Игра начинается по сигналу руководителя. Пара, которая водит (один из них догоняет другой убегает) бегает за кругом. Игрок – убегающий, забегая в круг, становится впереди любой пары. Теперь один из игроков становится третьим лишним, он должен убегать до тех пор, пока его не осалят (тогда он будет догонять) или не «найдет» себе пару.

Правила игры. Нельзя пробегать через круг.

 

5. «Ящерица».

Подготовка. Участники делятся на две команды, одна из которых идет в круг, а другая остается за кругом с волейбольным мячом. Игроки в круге выстраиваются в колонну во главе с капитаном и берут друг друга за пояс.

Содержание игры. По сигналу руководителя игроки, которые образуют круг, перебрасывают мяч друг другу, стараясь прямым попаданием выбить последнего игрока колонны. Выбитый игрок выбывает из игры. Через 5-8 мин. команды меняются ролями.

         Побеждает команда, которая за установленное время выбьет больше игроков.

Правила игры. 1. Не разрешается закручивать спираль (пряча последнего). 2. Игроки не должны расцеплять руки. 3. Попадание в голову не засчитывается. 4. Попадание с отскока от пола не засчитывается.

 

6. «Охотники и утки».

Подготовка. Играющие делятся на две команды (1-охотники, 2-утки). У «охотников» волейбольный мяч.

Содержание игры. По сигналу «охотники» начинают выбивать «уток» из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передавать партнеру по команде. «Утки», бегая внутри круга , покидают круг. Игра заканчивается когда в круге не останется ни одной «утки», после чего игроки меняются ролями. Побеждает команда, сумевшая подстрелить «уток» за меньшее время. Руководитель может установить время игры для метания мяча в «уток». Тогда итог подводится по количеству «уток», выбитых за это время.

Правила игры: 1. Во время броска мяча запрещается заступать за черту. 2. Находящиеся в круге не имеют права ловить мяч руками. 3 Игроки не считаются выбитыми, если мяч попал в них после отскока от пола.

 

 

Версия для слабовидящих